Методы обучения математике

Страница 1

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30].

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения - историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

1.По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) [4]:

-объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация);

-репродуктивные (решение задач, повторение опытов);

-проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи);

-частично-поисковые – эвристические;

-исследовательские.

2.По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский) [6]:

-организационно-действенные (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности);

-стимулирующие (методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности);

-контрольно-оценочные (методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности).

3.По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

4.По способам изложения учебного материала:

-монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

-диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

5.По формам организации учебной деятельности.

6.По уровням самостоятельной активности учащихся.

7.По источникам передачи знаний (А.А. Вагин, П.В. Гора) [5]:

-словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);

-наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, график);

-практические (упражнение, лабораторная работа, практикум).

8.По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

-сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

-поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

-чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики. [5]

Рассмотрим более детально каждый метод обучения и его составляющие.

Специальные методы обучения - это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Схема «Методы обучения математике» [30]

Схема «Классификация методов обучения» [30]

Страницы: 1 2

Новости образования:

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, ...

Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru