Методы обучения математике

Страница 1

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30].

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения - историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

1.По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) [4]:

-объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация);

-репродуктивные (решение задач, повторение опытов);

-проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи);

-частично-поисковые – эвристические;

-исследовательские.

2.По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский) [6]:

-организационно-действенные (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности);

-стимулирующие (методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности);

-контрольно-оценочные (методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности).

3.По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

4.По способам изложения учебного материала:

-монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

-диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

5.По формам организации учебной деятельности.

6.По уровням самостоятельной активности учащихся.

7.По источникам передачи знаний (А.А. Вагин, П.В. Гора) [5]:

-словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);

-наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, график);

-практические (упражнение, лабораторная работа, практикум).

8.По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

-сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

-поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

-чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики. [5]

Рассмотрим более детально каждый метод обучения и его составляющие.

Специальные методы обучения - это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Схема «Методы обучения математике» [30]

Схема «Классификация методов обучения» [30]

Страницы: 1 2

Новости образования:

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ
Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме и содержанию с использованием на занятиях по экологическому воспитанию музыки. Наша задача показать как музыка влияет на восприятие детьми материала, как достигается поставленная цель за ...

Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных компонентов в общении
Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, группой людей. Невербальная передача информации появля ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru