Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи » Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи

Страница 2

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоится. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Ситуация обобщающего успеха, направлена на самоопределение и саморазвитие, самореализацию.

Успех - это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех - это переживание радости от достигнутого. Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это результат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможно.

На современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной воспитательной системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения, так как процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности [5, 190].

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности социального педагога. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, то есть во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности ребенка, его прежнего опыта, потребностей и пр.

Мотивация тесно связана с достижениями и успехом. Между мотивацией и успехом существует зависимость. Тем не менее, мотивация возможна и без достижения успеха. В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки. Если ребенок осознает свои потребности, то сможет объяснить свое поведение, то есть идентифицировать свою мотивацию. Мотивация достижений успеха - это чисто социальный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. Но для его приобретения нужна соответствующая среда, то есть мотивационная.

Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагог сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам ребенка. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у человека мотива достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой.

Успех имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своими достижениями, "про себя", не считаясь с мнением других. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово "разделенная" правильно было бы заменить на "умноженная". Обобщим все эти понятия и выделим четко, что такое ситуация успеха с социально-психологической, психологической и педагогической точки зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Выявление начального уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея те ...

Работа с учебниками физической географии
Свою роль приемы учебной работы могут выполнить в полной мере при условии, если они будут представлять собой систему. Под такой системой следует понимать совокупность, приемов учебной работы, обеспечивающих формирование поставленных целей обучения и воспитания. Она представляет собой составную част ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий ха ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru