Контрольный эксперимент и его анализ

Страница 1

Чтобы проследить возможности развития импрессивной речи, а также с целью проверки результатов экспериментального обучения, его эффективности, был проведен контрольный эксперимент.

Поставленную цель мы конкретизировали в следующей задаче:

- проследить динамику развития импрессивной речи детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, сопоставляя данные: до и после формирующего эксперимента и с результатами контрольной группы.

Нами были обследованы все дети, принимавшие участие в формирующем эксперименте (10 детей в возрасте 9 – 13 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости - экспериментальная группа). Они обучались по специально составленным комплексам игр направленных на формирование импрессивной речи, и 10 сверстников с таким же диагнозом, которые занимались по традиционной методике - контрольная группа.

Материалом для проверки уровня сформированности импрессивной речи послужили задания, аналогичные тем, что предлагались в констатирующем эксперименте. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Понимание речи детьми экспериментальной и контрольной групп оценивались по тем же параметрам, что и при экспериментальном изучении.

Перейдем к описанию результатов контрольного эксперимента, которые мы имели возможность сравнить с данными, полученными в ходе проведения констатирующей части исследования.

По первому направлению на выявление уровня понимания значений слов были получены следующие результаты.

После проведенного обучения задания на понимание целостных словосочетаний, которые ребенок мог много раз слышать; на понимание названий игрушек; на знание предметов быта, показ частей тела на себе и кукле справились 90% детей в экспериментальной группе, и только у 10% детей возникли значительные трудности с выполнением задания - поставлен клинический диагноз сенсорная алалия. Таким образом, эти задания оказались доступны почти всем детям в экспериментальной группе. В задании № 5 (узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках) трудности возникли лишь у 10% экспериментальной группы. Следует отметить, что 20% детей экспериментальной группы, которые ранее не смогли показать изображения, что говорит о не сформированности зрительного восприятия, после обучения смогли справиться с этим заданием.

Задание № 6 (установление, названий действий (показ), знакомых ребенку) выявило трудности только у 20% детей экспериментальной группы.

Также увеличился показатели при показе действий, выраженных возвратными глаголами (задание № 7): «Кто здесь одевается?»; «Покажи, кто здесь причесывается. А кто умывается? А кто обувается?»; это задание оказалось доступным в полной мере уже 70% детей в экспериментальной группе.

Называние (показ) действий, сходных (близких) по ситуации (задание №8) которое до работы было наиболее сложным заданием для данной категории детей и с ним справилось лишь 40% детей экспериментальной группы, после работы позволило улучшить показатели на 20%.

Задание № 9 показало, что лишь у 20% детей в недостаточной степени сложилось понимание направленности действия, объекта действия, понимание места действия или для кого оно совершается и т.п 50% смогли ответить на все вопросы к картинке «Девочка сидит за столом» (девочка держит ложку в руке, на столе хлеб, тарелка с супом): «Чем кушает девочка? Что она кушает? С чем кушает девочка суп? На чем девочка сидит?». И у 30% в значительной степени повысился уровень понимания направленности действия, объекта действия и т. д.

Понимание словосочетаний, в которых предлоги даются в сочетаниях с названиями хорошо знакомых предметов и названиями хорошо знакомых действий (задание № 10) оказалось не доступным только 10% детей, низкий уровень ориентации показали 20%, средний уровень 20% и 50% справились с заданием в полном объеме.

В задании № 11 10% детей (диагноз сенсорная алалия) по сюжетным картинкам не узнали предметы по их назначению. Остальные дети показали достаточно высокий уровень выполнения задания.

Выполнение многоступенчатой инструкции (задание № 12) оказалось доступно 90% детей, причем инструкция состояла из знакомых действий и включала в себя 2-3 действий. Инструкция в 3-4 действия оказалась доступна 40% детей экспериментальной группы.

В Задании № 13 высокий уровень понимание притяжательных местоимений (мой – твой) показали 40% экспериментальной группы. Низкий уровень показали 20% детей и 20% детей данное задание не выполнили.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...

Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук
Валеология – наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомога ...

Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [ 9 ] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru