Опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к русскому языку

Педагогические практики » Влияние лингвистических игр на активизацию внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников » Опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к русскому языку

Страница 3

Игры на обогащение словарного запаса (лексические игры). Детям младшего школьного возраста свойственны узость в овладении словом, слабая дифференциация его значений, но они пытаются проникнуть в смысл слов, понять переносное значение. Детям иногда трудно бывает установить границу между словами, т.к. долго ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, определяющую для него понимание слова. Выделение слова из речи и работа с ним устранит эту трудность.

Игры данной группы помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.

Игры на формирование грамматического строя речи (грамматические игры). В этом блоке могут быть собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игры по грамматике одновременно являются упражнением на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. При проведении специальной работы по развитию речи учитель добивается чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных, формы глаголов, наиболее распространенные наречия, предлоги, союзы. Учитель следит за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами будет хорошо подготовлен к дальнейшему обучению в школе ребенок.

Игры на развитие орфографической зоркости. Игры данной группы позволяют работать над формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией, закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, проводить профилактику дисграфии.

Игры на развитие связной речи. Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Это может быть составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Все виды игр, применяемых на уроках русского языка можно разделить на следующие группы:

1) классификация (группировка) предметов по заданному основанию (например, соединить в группы предметы по цвету, форме);

2) классификация предметов по найденному учащимися основанию (например, сгруппировать предметы или линии по какому-то общему признаку, который найдете сами);

3) обобщение предметов (например, найти общий признак у предметов, чисел, фигур, примеров; или «4-ый лишний»);

4) самоконтроль (например, «Где ошибся Буратино?»).

Также на заключительном уроке в освоении какой-либо темы часто проводятся игры-путешествия, в ходе которой от задания к заданию ученики вместе с учителем движутся к намеченной цели.

Формы применяемых на уроках русского языка игровых и занимательных заданий разнообразны. В педагогической практике учителя широко используют викторины, грамматические шарады, скороговорки, загадки, игры – «экскурсии», игры – «путешествия», подбор слов на определённую тему или букву, кроссворды, чайнворды и т.д.

К игровому материалу учителя обращаются во фронтальных, дифференциальных и индивидуальных заданиях. Наибольшее применение занимательность находит при закреплении и повторении учебного материала, при совершенствовании умений и навыков с учетов основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.

При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи, поэтому подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Сопоставительно-критический обзор методов обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Методика проведения занятия по рисованию с натуры
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного м ...

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru