Опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к русскому языку

Педагогические практики » Влияние лингвистических игр на активизацию внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников » Опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к русскому языку

Страница 1

Сформированность внимания - важный показатель личности. Именно состояние этого качества влияет на всю деятельность ребенка. На уроках русского языка педагогами используется целый ряд игровых приемов и упражнений, позволяющих активизировать внимание младших школьников и развивать такие его характеристики, как концентрация, устойчивость и распределение внимания. По итогам исследований именно с этими свойствами внимания связана успешность усвоения такого предмета как русский язык.

Игровые приемы и упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания:

1. «Корректурная проба». Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Материалы: Любые печатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.

Условия проведения. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут в течение 2–4 месяцев.

Правила проведения. Это упражнение рекомендуется проводить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. При этом дополнительно заинтересовать, предложив детям тренироваться быть внимательными, для того чтобы стать хорошими летчиками, шоферами, врачами. Чтобы проигрыш не вызывал чувства неудовольствия, можно ввести веселые “штрафы”: столько раз промяукать, проскакать на одной ножке сколько сделал ошибок. По мере овладения игрой правила усложняются.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатели нормальной концентрации внимания для младших школьников – 4 и меньше пропусков. Больше 4 – слабая концентрация. Использование такого приема показало, что после 3–4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных работах в 2–3 раза.

Перед началом игры детям следует объяснить, кто такой корректор и какие профессии требуют развитого внимания.

Учитель: Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях, книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, журналов и газет для детей и для взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы читали интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок. Перед сдачей книг в типографию, ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Представьте, каким внимательным нужно быть, и при этом необходимо знать правила грамматики.

Давайте сегодня с вами поиграем в корректоров. Задания у вас будут, конечно, не такие сложные, как у настоящего корректора. Но все свое внимание вам придется сосредоточить на выполнении задания. Тем более, что вы будете соревноваться друг с другом. Проверять выполнение задания вы будете так же друг у друга сами.

В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы “а”. Дети выполняют задание. Потом они работают парами: обмениваются своими работами и ищут друг у друга ошибки. Затем в соответствии с правилами участники выполняют штрафные задания. Учитель тактично поддерживает тех, кто сделал много ошибок. Ни в коем случае дети не должны стать объектом насмешек. Можно их похвалить за то, что они успешно нашли ошибки в работе своего товарища.

2. «Исправь ошибки». Используется специально приготовленные тексты, содержащие определенное количество ошибок. Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и исправить их.

Оценка результатов:

не заметили 2 ошибки – хорошее внимание;

не заметили 3-4 ошибки – средний уровень внимания;

не заметили 5 и более ошибок – низкий уровень внимания.

3. Игра «Найдите слово».

В легком варианте:

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

В усложненном варианте:

Решите следующие задачи, пользуясь ключом – примером.

Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.

Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи.

1) Уберите одежду, а найдите монету. ДСАРРААХФМАНА.

2) Какие здесь родственники? СПЛЕЕМСЯТННРИАК.

3) Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.

4) Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.

5) Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.

6) Какие оценки имеет нерадивый ученик? ДЛОВДЫОЙРКЬИ.

7) Кто стучится в дверь ко мне? ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Основные принципы обучения математике
Принцип (от лат. слова principium - основа, первоначало) - руководящая идея, основное правило деятельности, поведения в определенной ситуации. Принципы обучения являются центральным понятием, основанием системы обучения. Они представляют из себя систему основных дидактических требований, выполнение ...

Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э ффективность применяемых методов работы с упр ...

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение т ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru