В качестве показателей наблюдения, выявляющих отношение школьника к данным предметам были выделены: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них; общая активность на занятиях (задают вопросы по существу дела и т.п.); наличие и характер отвлечений; отношение к средствам действия; наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию; поведение детей по окончании занятия (радуются или хотят заниматься еще, задерживаются после занятия и обсуждают с учителем содержание урока).
На каждого ученика заводилась карточка наблюдений (См. приложение 3). Приведенные в таблице показатели наблюдения отражают отношение школьника к осуществляемой им деятельности учения: исходную (№ 1), процессуальную (№ 2 —5) и результирующую мотивацию (№ 6).
Результаты наблюдений представлены в Приложении 3 в таблицах 1-3
На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что исходная мотивация у детей находится на достаточно высоком уровне (свыше 60%), им нравиться посещать школу. Если сравнивать полученные результаты по предметам, то наибольший интерес у детей вызывают уроки чтения. Исходная мотивация (желание посещать занятия по этому предмету) составляет 87%, тогда как к урокам русского языка – 67%. По второму параметру, отношению к средствам действия, 50% детей отрицательно относятся к производимым на уроках русского языка действиям (выполнению упражнений, заучиванию правил), это худший результат по сравнению с другими предметами (математика -36%; чтение-18%).
Вызывает тревогу повышенный процент отрицательного (32%) и безразличного (27%) отношения к русскому языку, а также количество отвлечений на уроках (66). Это худшие результаты по сравнению с чтением и математикой.
Кроме того, в результате наблюдений выявлена недостаточная активность на уроках русского языка. Если на уроках чтения увлеченность содержанием занятия составляет 64%, на уроках математики – 59%, то на уроках русского языка всего 45%. Все это говорит о том, что процессуальная мотивация к уроку русского языка в этом классе находится на низком уровне Тоже самое можно сказать и о результативной мотивации: самый низкий процент положительной мотивации к дополнительным занятиям был показан к урокам русскому языка (23%), соответственно к урокам чтения- 45%, математике – 41%.
Итак, в результате диагностики дети показали средний уровень характеристик таких характеристик произвольного внимания, как объем, концентрация и переключаемость внимания. Кроме того на уроках русского языка у школьников этого класса отмечен более низкий по сравнению с другими дисциплинами уровень познавательной активности. Это говорит о необходимости использования на уроках русского языка приемов и средствами, позволяющих повысить уровень развития внимания и активизировать интерес к данному предмету. Мы предполагаем, что такими приемами и средствами могут быть лингвистические игры.
Новости образования:
Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения темы
Умения и навыки распознавания веществ: уметь отличить аммиак, нашатырный спирт от других веществ, распознать соли аммония, оксида азота ( IV ), концентрированную и разбавленную азотную кислоту, соли азотной кислоты. Лабораторные умения и навыки: наливать растворы из склянки в пробирку, брать сухие ...
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий
В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса лог ...
Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения
и семьи
Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и в ...