В качестве показателей наблюдения, выявляющих отношение школьника к данным предметам были выделены: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них; общая активность на занятиях (задают вопросы по существу дела и т.п.); наличие и характер отвлечений; отношение к средствам действия; наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию; поведение детей по окончании занятия (радуются или хотят заниматься еще, задерживаются после занятия и обсуждают с учителем содержание урока).
На каждого ученика заводилась карточка наблюдений (См. приложение 3). Приведенные в таблице показатели наблюдения отражают отношение школьника к осуществляемой им деятельности учения: исходную (№ 1), процессуальную (№ 2 —5) и результирующую мотивацию (№ 6).
Результаты наблюдений представлены в Приложении 3 в таблицах 1-3
На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что исходная мотивация у детей находится на достаточно высоком уровне (свыше 60%), им нравиться посещать школу. Если сравнивать полученные результаты по предметам, то наибольший интерес у детей вызывают уроки чтения. Исходная мотивация (желание посещать занятия по этому предмету) составляет 87%, тогда как к урокам русского языка – 67%. По второму параметру, отношению к средствам действия, 50% детей отрицательно относятся к производимым на уроках русского языка действиям (выполнению упражнений, заучиванию правил), это худший результат по сравнению с другими предметами (математика -36%; чтение-18%).
Вызывает тревогу повышенный процент отрицательного (32%) и безразличного (27%) отношения к русскому языку, а также количество отвлечений на уроках (66). Это худшие результаты по сравнению с чтением и математикой.
Кроме того, в результате наблюдений выявлена недостаточная активность на уроках русского языка. Если на уроках чтения увлеченность содержанием занятия составляет 64%, на уроках математики – 59%, то на уроках русского языка всего 45%. Все это говорит о том, что процессуальная мотивация к уроку русского языка в этом классе находится на низком уровне Тоже самое можно сказать и о результативной мотивации: самый низкий процент положительной мотивации к дополнительным занятиям был показан к урокам русскому языка (23%), соответственно к урокам чтения- 45%, математике – 41%.
Итак, в результате диагностики дети показали средний уровень характеристик таких характеристик произвольного внимания, как объем, концентрация и переключаемость внимания. Кроме того на уроках русского языка у школьников этого класса отмечен более низкий по сравнению с другими дисциплинами уровень познавательной активности. Это говорит о необходимости использования на уроках русского языка приемов и средствами, позволяющих повысить уровень развития внимания и активизировать интерес к данному предмету. Мы предполагаем, что такими приемами и средствами могут быть лингвистические игры.
Новости образования:
Анализ литературы по теме «Обучение школьников решению логических задач»
Изучение раздела Логика в курсе информатики для информационно-технологического профиля является одним из основополагающих, так как он неразрывно связан с такими разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных. Однако этот раздел - один из сложнейших в курс ...
Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...
Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э
ффективность применяемых методов работы с упр ...