Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к русскому языку у младших школьников

Педагогические практики » Влияние лингвистических игр на активизацию внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников » Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к русскому языку у младших школьников

Страница 1

Исследование проводилось в 3 классе «а» школы № 55 г.Новокузнецка.

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития внимания и интереса к русскому языку.

Для выявления уровня развития внимания нами использовались следующие методики:

Методика № 1 «Корректурная проба»

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв или рисунков) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок (см. тестовый материал в Приложении 2).

Норма объема внимания для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Детям было предложено выполнить буквенный вариант методики. Инструкция: «Нужно вычеркнуть все буквы «А», которые встретятся на страницах книги. Работать надо быстро и внимательно. Время работы - 5 минут».

Результаты методики «Корректурная проба» представлены в Таблице 1 Приложения 2.

На основе полученных результатов нами были выделены:

три уровня объема внимания:

высокий – 800 и более знаков;

средний – 550 – 799 знаков;

низкий – 549 и менее знаков.

три уровня концентрации внимания:

высокий – 4 и менее ошибок;

средний – 5-8 ошибок;

низкий – 8 и более ошибок.

Высокий уровень объема внимания показали 14% (3 чел.) детей класса, средний уровень отмечен у 55% (12 чел.) и низкий – у 32% (7 чел.) школьников (табл.1 Приложения 2).

Высокий уровень концентрации внимания отмечен у 23% (5 чел.) школьников, средний – у 50% (11 чел.) и низкий уровень обнаружили 27% (6 чел.) детей.

Методика №2 на определение концентрации и распределения внимания.

Мы начертили квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместили в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, куб, прямоугольник, треугольник, звездочка, цилиндр (см. Тестовый материал методики Приложение 2).

При определении концентрации внимания ребенок предлагалось ставить на заданной фигуре крестик. А при определении переключаемости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - черточку.

Инструкция: 1. «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь».

При определении переключаемости внимания в инструкцию включалось задание ставить на круге крестик, а треугольник - подчеркнуть. В остальные ничего не ставить. Правильность, полноту выполнения задания оценивалась по 10-балльной системе, снижаясь по 0,5 балла за каждую ошибку или пропуск фигуры. На выполнение задания давалось 15 сек. Обращалось внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание.

Результаты исследования размещены в Таблице 2 Приложения 2.

На основе полученных результатов нами были выделены следующие три уровня концентрации и переключаемости внимания:

высокий – 9-10 баллов;

средний – 7- 8 баллов;

низкий – ниже 7 баллов.

Высокий уровень концентрации внимания показали 27% (6 чел.) детей и столько же детей обладают низким уровнем концентрации внимания. У 45% (10 чел.) был отмечен средний уровень концентрации внимания.

Высокий уровень переключаемости внимания показали чуть меньший процент детей, а именно 23% (5 чел.). Средним уровнем переключаемости внимания обладают 50% (11 чел.) школьников, низким – 27% (4 чел.).

Дети с высоким уровнем концентрации и переключаемости внимания и не отвлекались во время выполнения задания, быстро и четко выполняли инструкцию. Задание не вызвало у них затруднений.

Остальные дети допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели по сторонам. Двое детей обратились с просьбой повторить задание уже во время его выполнения. Все это говорит о недостаточном уровне развития концентрации и переключаемости внимания.

Для выявления интереса к русскому языку нами использовались такой метод как наблюдение. На этапе констатирующего эксперимента наблюдения проводились на уроках русского языка, чтения и математики в течение двух недель.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк
Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Напомним, что лингвистике графика - это система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) ...

Становление художественных школ в России
Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подари ...

Методы проблемного обучения
Существует шесть дидактических способа организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим их. Метод монологического изложения. Учитель сообщает факты в опр ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru