Методика эксперимента и его организация

Страница 1

внеклассный воспитательный иностранный факультативный

С целью определения эффективности форм внеклассной воспитательной работы в процессе обучения иностранному языку проведен педагогический эксперимент. При разработке эксперимента объектом исследования были формы организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку. Предмет – установление эффективности реализации форм внеклассной воспитательной работы. На основании цели экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные направления и эффективные формы внеклассной воспитательной работы.

2. Реализация выявленных эффективных форм внеклассной воспитательной работы с учетом основных ее направлений.

3. Экспериментально проверить и установить эффективность форм внеклассной воспитательной работы по иностранному языку.

Теоретическую основу экспериментального исследования составил экспериментально-генетический метод А.С. Макаренко, интенсивно разрабатываемый С.Л. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, В.И. Шепелева. Метод состоит в изучении условий возникновения того или иного психического явления и в экспериментальном воспроизведении этих условий [7, с. 56].

В эксперименте были определены две переменные величины: зависимые и независимые. В качестве зависимых переменных величин выступали критерии эффективности форм внеклассной воспитательной работы учащихся – уровней развития мотивации учебной деятельности, самостоятельности учащихся, а также уровень их знания, умений и навыков.

Независимыми переменными являлись формы внеклассной воспитательной работы.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе была определена экспериментальная база – средняя школа с. Иске Рязяп Спасского района. Объектом исследования выступали 16 учеников 11 классов. Отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях обученности, развития и воспитанности.

На этом этапе был определен учебный предмет для экспериментального обучения школьников: иностранный язык.

Выбор этого предмета для экспериментального исследования объясняется тем, что к подростковому возрасту интерес учащихся к общеобразовательным предметам резко снижается, а иностранный язык, как новый учебный предмет, вначале вызывает определенный интерес учащихся, хотя через некоторое время их отношение к данному предмету резко изменяется, причем не в положительную сторону. Такое явление объясняется неподготовленностью учащихся к преодолению трудностей при изучении иностранного языка.

На подготовительном этапе были разработаны методики диагностического и формирующего эксперимента. Для диагностического эксперимента подготовлены методики изучения индивидуальных особенностей учащихся, проявляющихся в учебной деятельности [1, с. 156].

Второй этап экспериментального исследования – диагностический эксперимент – был направлен на выявление исходного уровня развития учебной мотивации, а также на изучение индивидуальных особенностей учащихся, выявляющихся во внеклассной воспитательной работе. Мотивом исследования являлось повышение интереса учащихся в изучении иностранных языком.

Каждая внеклассная воспитательная работа имела свою тему и свои задачи, непременно связанные в том или ином отношении с остальными.

Завершающий этап эксперимента был связан с установлением эффективности экспериментального обучения и подтверждением гипотезы исследования.

В педагогике и психологии выделяют несколько уровней учебной мотивации. Сформированность устойчивой мотивации свидетельствует о ее высшем уровне. Критерием эффективности во внеклассной воспитательной работе мы выделили переход от одного уровня к другому.

В педагогике и психологии принято считать, что высокий уровень мотивации характеризуется развитием положительных мотивов. Учащиеся такого уровня мотивации четко осознают необходимость знаний, глубоко убеждены в назначении человека быть всесторонне развитым. У них сформированы потребности в учении, мотивы долга, интерес к знаниям и будущей профессии. Учащиеся с таким уровнем мотивации активны, настойчивы в овладении знаниями, стараются преодолевать трудности. В зоне ближайшего развития такой мотивации является уровень самообразования – ориентация учащихся на приобретение дополнительных знаний с последующим построением специальной программы самосовершенствования. Поэтому, высшим уровнем учебной мотивации мы считаем уровень самообразования [25, с. 132].

Учащиеся с более низким уровнем мотивации недостаточно активны, настойчивы в овладении знаниями, имеют неустойчивый познавательный интерес. Их мотивации носит узколичностный (односторонний) характер. Они не всегда стараются преодолевать трудности, возникающие в процессе познания.

Крайне низкий уровень характерен для тех учащихся, которые не проявляют интереса к процессу познания и содержанию учения, безразличны к будущей профессии, не реагируют на замечания родителей и учителей, не могут, а порой и не желают преодолевать трудности в умении.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с резу ...

Организация образовательной среды в дошкольном учреждении
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является н ...

Социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков в сельской местности
В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru