Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Педагогические практики » Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности » Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта

Страница 1

Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида.

Цели данного исследования: выявление основных условий развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – это организация констатирующего исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи:

Выявить и проанализировать особенности отношения младших школьников с интеллектуальными нарушениями к использованию дидактических игр непосредственно на уроках, с целью определения целесообразности использования именно этой формы работы в развитии произвольной памяти данной категории детей;

Выяснить соотношение произвольной и непроизвольной памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Метод выявления особенности отношения детей к использованию дидактических игр в данном исследовании – анкетирование. Данная анкета была предложена А.П. Свияжским [74].

Экспериментальное исследование проводилось в «Школе – центре дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска,

В эксперименте участвовало две группы учащихся:

контрольная

экспериментальная.

У всех детей, по заключению ПМПК - умственная отсталость.

А так же, на этапе констатирующего эксперимента, проводилось исследование младших школьников в муниципальном образовательном учреждении средняя школа №10 г. Курска.

В каждую из 3-х групп вошло 9 детей младшего школьного возраста.

Описание процедуры исследования

На первом этапе исследования мы использовали анкетирование в качестве метода выявления особенности отношения младших школьников к использованию дидактических игр [74]. Нами был проведён опрос среди экспериментальной и контрольной групп младших школьников с интеллектуальными нарушениями, все полученные данные были внесены в таблицу № 1

Таблица №1

Какие уроки ты больше всего любишь?

Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры:

Как ты относишься к игре на уроке?

Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Варианты ответов

Количество выборов

Для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в младшем школьном возрасте была использована методики из серии опытов Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [87]

(По Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)

Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 7- 10 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрослый не ставит перед учащимся задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Методика проведения занятия по рисованию с натуры
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного м ...

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...

Монашеские уставы как историко-педагогические источники
На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Сист ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru