Внеклассная воспитательная работа со старшеклассниками по иностранному языку

Педагогические практики » Внеклассная воспитательная работа со старшеклассниками по иностранному языку

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладение дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

В 20-80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90-х годов произошли изменения во всех сферах: в политике, экономике, пересматриваются страницы истории, меняется мораль. Не обошли эти изменения и школу. Уходит в историю пионерская и комсомольская организация, а с ней и сложившаяся за долгие годы система воспитательной работы. В отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков. Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным языкам. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. Этим объясняется выбор данной выпускной квалификационной работы.

В нашем исследовании мы выбрали работу со старшеклассниками, именно в этот период происходит сознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная воспитательная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали внеклассную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Внеклассная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Цель работы –

определить особенности и формы внеклассной воспитательной работы со старшеклассниками по иностранному языку в условиях модернизации содержания обучения общеобразовательной школы, выявить эффективность форм работы.

Задачи работы:

1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;

2) выявить особенности организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку в условиях модернизации содержания обучения в средней общеобразовательной школе;

3) определить основные направления и выявить эффективные формы организации внеклассной работы по иностранным языкам;

4) экспериментально проверить эффективность форм внеклассной воспитательной работы.

Объектом работы

является внеклассная работа по иностранному языку в современной общеобразовательной школе.

Предмет работы

– формы организации внеклассной работы со старшеклассниками.

В дипломной работе были использованы следующие методы исследования:

общенаучные методы познания, анализ, обобщение теоретического и практического материала. Эмпирические – метод изучения педагогического опыта, наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, опытно-экспериментальная работа, проводимая в естественных условиях (в частности, констатирующий и обучающий эксперименты).

Прежде чем приступить к разработке хода эксперимента, нами были намечены этапы выполнения данного исследования

:

1. Изучение научно-методической, специальной литературы (сентябрь – октябрь 2008 года).

2. Проведение констатирующего эксперимента (октябрь 2009 года).

3. Экспериментальное обучение (ноябрь 2008 года – май 2009 года).

4. Проведение контрольного среза и обработка результатов экспериментального обучения (апрель 2009 года).

5. Подведение итогов, оформление дипломной работы (апрель – май 2009 года).

Эмпирическим источником

исследования послужили научные издания в соответствующей области знания.

Апробация результатов исследования.

Основные положения выпускной квалификационной работы были использованы нами во внеклассной воспитательной работе по иностранному языку со старшеклассниками в средней общеобразовательной школе с. Иске Рязяп.

Научная и практическая ценность работы

состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно: в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике, методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной школе.

Положения, вносимые на защиту:

1. Особенности организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку со старшеклассниками.

2. Формы организации внеклассной воспитательной работы со старшеклассниками в условиях модернизации средней общеобразовательной школы.

Новости образования:

Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...

Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...

Результаты констатирующего эксперимента
Результаты анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См. диаграмму №1-№5): Диаграмма №1 Какие уроки ты больше всего любишь? Диаграмма №2 Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru