Теоретические знания по химии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требует широкого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответ учащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимых практических заданий, в частности проведение опытов, решением задач и т.д.
Учет знаний с использованием химического эксперимента, таблиц, схем, моделей и коллекций имеет важное значение.
В практике проверки экспериментальных навыков могут использованы:
эксперимент при устной проверке знаний;
контрольные практические занятия;
текущие наблюдения за работой учащихся во время практических и лабораторных работ с последующей проверкой отчетов учащихся;
практические домашние задания.
Постоянное наличие на столах у учащихся сухих веществ, растворов, пробирок, штативов позволяет учителю всегда широко использовать наглядность даже при ответах с места, не затрачивая на это много времени. Учитель вызывая одновременно двух-трех учащихся, задает им не только теоретические вопросы, но и вопросы, требующие использования того или иного оборудования ( приборов, таблиц, схем, коллекций), проведение опыта или даже решения экспериментальной задачи. Пока один ученик обдумывает ответ, другой отвечает, третий готовит демонстрацию опыта, зарисовывает схему прибора и т.д. Можно проверять знания учащихся, используя готовые приборы или отдельные их части (узлы) и предлагая найти эти приборы или собрать их из отдельных частей.
Для того чтобы учащийся, рассказывая о получении кислорода, представил себе прибор, в котором проходил опыт, необходима большая предварительная работа по использованию наглядности на уроках. Учитель при опросе или закреплении дает задания:
Найти среди приборов, стоящих на столе, прибор для получения кислорода.
Получить в данном приборе кислород.
Собрать из имеющихся деталей прибор для получения кислорода.
Только после ряда вопросов, закрепляющих изученное, ученик может, рассказывая о получении кислорода в лаборатории, не глядя на прибор, зарисовать его. Использование рисунков при ответе дает возможность выявить действительные знания, связывая изложение с представлением.
Необходимо требовать от учащихся при устном ответе не только показа веществ, таблиц, схем, коллекций, но и объяснение проделанного опыта или решения экспериментальных задач.
Новости образования:
Организационные формы внеклассной воспитательной работы по иностранному
языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И. Шепелева предлагает различать фо ...
Готовность учеников решать проблемные задания
Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности. Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. ...
Игры с правилами
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способ ...