Учет знаний, умений и навыков по химии в средней школе

Педагогические практики » Учет знаний, умений и навыков по химии в средней школе

Учет результатов обучения осуществляется проверкой знаний, умений и навыков учащихся. Проверка знаний, умений и навыков- составная часть учебного процесса. Цель ее- контроль учебной работы учащихся, учет их успеваемости.

В отличие от учета успеваемости в высшей школе, где отдельные звенья учебного процесса ( лекции, консультации) не связаны непосредственно с учетом знаний, проверка знаний школьников- органическая часть всего учебного процесса, которая одновременно должна быть использована для закрепления и углубления знаний, умений и навыков.

Систематическая проверка знаний, умений и навыков имеет диагностическое, обучающее и воспитывающее значение. Систематическая проверка знаний учащихся способствует выработке у них установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Чтобы уяснить особенности проверки знаний учащихся по химии в средней школе, следует рассмотреть хотя бы в общем виде весь процесс обучения.

Процесс обучения включает деятельность учителя - преподавание и деятельность учащихся - учение.

Учение- это организованный труд учащихся, выполняемый ими под руководством учителя с целью приобретения знаний, умений и навыков, развития их познавательных способностей, выработки убеждений, формирования характеров. Преподавание состоит в сообщении учащимся знаний основ науки, в формировании их мировоззрения средствами учебного предмете, привитии умений и навыков самостоятельно и систематически выполнять учебную работу.

Деятельность учителя и учащихся взаимно связана и обусловлена Без активности учащихся в процессе приобретения ими знаний, умений и навыков нельзя представить руководящую роль учителя, без надлежащего руководства нет организованной целенаправленной деятельности учащихся.

В учебном процессе, который можно представить для удобства рассмотрения с точки зрения ученика и учителя, можно вычленить такие звенья: подготовку учащихся к сознательному и активному восприятию знаний того или иного отрезка учебного предмета, например, химии; сообщение учителем и восприятие учащимися конкретного учебного материала; осознание учащимися воспринятого и выделение существенного, обобщение результатов наблюдений или сравнений; закрепление учащимися приобретенных ими знаний, умений и навыков.

Подготовка учащихся к успешному усвоению знаний и навыков состоит прежде всего в уточнении и закреплении учащимися знаний, необходимых для сознательного и активного усвоения нового учебного материала. Повторение и закрепление знаний можно и целесообразно проводить в форме опроса учащихся, который одновременно в подобных случаях выполняет функции проверки знаний. Следовательно, подготовка учащихся к приобретению ими новых знаний так тесно связана с проверкой ранее приобретенных знаний, что нельзя расчленить этот процесс. При систематическом изложении основ наук содержание уроков в большинстве случаях логически связано, и новая тема или новый вопрос, разрешаемый на уроке, возникает в результате повторения пройденного раздела. Повторение большей частью проводится в форме опроса.

В процессе изложения нового материала учитель, желая знать, как усваивается материал, спрашивает учащихся, предлагать им описывать свойства вещества или сделать обобщения на основании наблюдений явлений или процессов. Следовательно, восприятие учащимися новых знаний проходит под контролем учителя. Он учитывает как идет процесс усвоения, все ли учащиеся правильно понимают изученное.

Элементы контроля усиливаются в той части урока, в которой учащиеся под руководством учителя делают обобщение путем сопоставления изученных фактов или сделанных частных выводов. При закреплении приобретенных учащимися на уроке знаний, умений и навыков учитель опрашивает учащихся, чтобы знать, как воспринято содержание урока, проводит упражнения. Это также дает материал для учета успеваемости как отдельных учащихся, так и всего класса. На всех звеньях учебного процесса происходит в той или иной форме проверка знаний, т.е. учет успеваемости. В процессе проверки успеваемости одновременно происходит уточнение и закрепление знаний. Учащийся, ответивший учителю урок, знает лучше его содержание, чем до ответа.

Следовательно, учет успеваемости учащихся в средней школе органически связан со всеми звеньями учебного процесса. В задачу учета входят проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся за четверть, полугодие и год. Учет знаний - дело нелегкое и может быть правильно реализован только с помощью продуманной системы проверки.

Новости образования:

Сущность познавательного интереса школьников
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой – пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. В обучении мотивация выражается в принятии учеником ...

Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, из врождённых движений и из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. Человек рождается с весьма ограниченным по числу фондом двигательных навыков. Наряду с этим по наследству пе ...

Развитие связной речи младших школьников в норме
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Характер ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru