Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов

Страница 7

Широко распространенным является определение представления как воспроизведения прошлых восприятий, а воображения как преобразования прежних восприятий и представлений. Деятельность представливания, протекающая на различном уровне, приводит к преобразованию исходного чувственного опыта. Однако различия состоят в том, что содержание и уровень этих преобразований, условия их выполнения различны. Анализ деятельности представливания на основе ее содержания и структуры позволяет разрешить терминологические трудности в использовании таких понятий, как пространственное представление и пространственное воображение. Для этого рассмотрим уровни деятельности представливания. Уже в процессе восприятия она выступает в своих элементарных формах, правда еще не как развернутая и самостоятельная. Как более самостоятельная, эта деятельность выступает в процессе создания образа путем мысленного преобразования его наглядной основы. Она имеет четкую структуру, выраженную в определенной системе действий, последовательности их выполнения. Ее результатом является создание представления [33]. В восприятии исходной наглядности уже имеются все необходимые предпосылки для создания образа, но сам образ не дан в готовом виде. Его надо создать, причем этот созданный образ, воплощенный, например, в рисунке, словесном описании, существенно отличается от исходной наглядности и является новым по отношению к ней. Созданные образы в ряде случаев не остаются неизменными. В процессе решения задач они видоизменяются в требуемом направлении. В этих случаях деятельность представливания направлена не на преобразование исходной наглядной основы (как это имеет место в представлении), а на преобразование уже созданных образов, которые мысленно видоизменяются (преобразуются) одновременно в разных направлениях. Деятельность представливания выступает здесь как самостоятельная и довольно сложная умственная деятельность воображения, осуществляемая преимущественно без опоры на восприятие и имеющая сложную структуру. Она состоит из целого ряда действий, направленных на мысленное удержание первоначально созданного образа, на фиксирование в представлении его различных преобразований, осуществляемых с учетом требований представленной задачи, т.е. на развернутое, многократное оперирование образом. Эта деятельность характеризуется: 1) особыми условиями создания образа; 2) содержанием деятельности представливания; 3) уровнем сложности её выполнения.

Итак, мы рассмотрели различия в деятельности представливания, исходя из анализа результата этой деятельности, условий её осуществления, структуры. Уровень ее развития проявляется в степени ее развернутости, произвольности, компенсируемости. Все выше сказанное можно отнести к характеристике пространственных образов. Создание этих образов идет на различной графической основе путем ее мысленного преобразования. Оперирование пространственными образами осуществляется в условиях графичесикх задач. Преобразование пространственных образов нередко осуществляется одновременно в нескольких направлениях или, наоборот, очень избирательно, что отражается на структуре пространственных образов. Этим определяется сложность выполняемых мысленно преобразований, а тем самым и структура пространственного мышления.

Развитие пространственного мышления в процессе обучения идет по следующим основным направлениям:

1) овладение произвольностью в использовании систем отсчета,

2) формирование обобщенных способов создания пространственных образов и оперирования ими, т.е. совершенствование деятельности представливания,

3) усвоение графической культуры, что обеспечивает возможность оперирования пространственными образами разной меры конкретности, наглядности.

Пространственное мышление формируется в системе знаний, подлежащих усвоению. Каждый учебный предмет своим содержанием определяет требования к развитию пространственного мышления. В ходе онтогенеза пространственное мышление развивается в недрах тех форм мышления, которые отражают закономерные этапы общего интеллектуального развития. Сначала оно формируется в системе наглядно-действенного мышления. Затем в своих наиболее развитых и самостоятельных формах выступает в контексте образного мышления. По мере овладения предметной деятельностью, графической культурой, определенной системой знаний, умений и навыков формируются более теоретические формы пространственного мышления.

Оперирование пространственными свойствами и отношениями на ранних этапах онтогенеза осуществляется в основном в предметно-практической манипулятивной форме. Оно происходит в пространстве, в пределах трех измерений. Приобщение к графической (изобразительной) деятельности приводит к тому, что дети начинают оперировать пространственными свойствами и отношениями в системе не только трех, но и двух измерений, т.е. не только в пространстве, но и на плоскости. Постепенно расширяются и усложняются формы наглядности. В качестве наглядности используются не только реальные (объемные) предметы, но и их плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т.п.). На этой основе формируются разнообразные проективные пространственные представления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Анализ и характеристика методов
Любая научная классификация начиналась с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Таких признаков, учитывая, что метод воспитания - явление многомерное, много ...

Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Типология диалогической речи
Диалогическую речь можно классифицировать, исходя из количества участников общения, его социально-коммуникативной характеристики, соотношения речевых мотивов собеседников, величины диалогического текста, объема и структуры единичного высказывания, и других характеристик. Исходя из количества участн ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru