Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия

Страница 1

Методика: "Что важнее?"

Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.

Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности:

1. Дисциплинированность. 19. Требовательность к себе.

2. Эрудированность. 20. Критичность.

3. Сознание общественного долга. 21. Духовное богатство.

4. Сообразительность. 22. Умение объяснить задачу.

5. Начитанность. 23. Честность.

6. Трудолюбие. 24. Инициативность.

7. Идейная убежденность. 25. Внимательность.

8. Умение контролировать работу. 26. Ответственность.

9. Моральная воспитанность. 27. Принципиальность

10. Самокритичность. 28. Самостоятельность.

11. Отзывчивость. 29. Общительность.

12. Общественная активность. 30. Рассудительность.

13. Умение планировать работу. 31. Скромность.

14. Любознательность. 32. Осведомленность.

15. Умение работать с книгой. 33. Справедливость.

16. Целеустремленность. 34. Оригинальность.

Коллективизм. 35. Уверенность в себе.

Прилежание.

Обработка полученных данных. Учитель составляет матрицу следующего вида.

№ п/п

Фамилия Имя

Номер выбранного качества

1.

2.

N

Сумма выборов 5 качеств, получивших наибольшее число выборов

В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), высчитывается по формуле:

n-m

С=------------------,

N

Где n - среднее число выборов, получившее максимальное число выборов, m - среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности, N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:

1,4n - N

C = - ---------------,

6 N

где n - сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

С > (или равно) 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 < (или равно) С> 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С < (или равно) 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. В приведенном примере С=0,66, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентационном единстве школьников класса.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность 99), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе (113) /24/.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях
Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций котор ...

Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поск ...

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru