Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия

Страница 1

Методика: "Что важнее?"

Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.

Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности:

1. Дисциплинированность. 19. Требовательность к себе.

2. Эрудированность. 20. Критичность.

3. Сознание общественного долга. 21. Духовное богатство.

4. Сообразительность. 22. Умение объяснить задачу.

5. Начитанность. 23. Честность.

6. Трудолюбие. 24. Инициативность.

7. Идейная убежденность. 25. Внимательность.

8. Умение контролировать работу. 26. Ответственность.

9. Моральная воспитанность. 27. Принципиальность

10. Самокритичность. 28. Самостоятельность.

11. Отзывчивость. 29. Общительность.

12. Общественная активность. 30. Рассудительность.

13. Умение планировать работу. 31. Скромность.

14. Любознательность. 32. Осведомленность.

15. Умение работать с книгой. 33. Справедливость.

16. Целеустремленность. 34. Оригинальность.

Коллективизм. 35. Уверенность в себе.

Прилежание.

Обработка полученных данных. Учитель составляет матрицу следующего вида.

№ п/п

Фамилия Имя

Номер выбранного качества

1.

2.

N

Сумма выборов 5 качеств, получивших наибольшее число выборов

В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), высчитывается по формуле:

n-m

С=------------------,

N

Где n - среднее число выборов, получившее максимальное число выборов, m - среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности, N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:

1,4n - N

C = - ---------------,

6 N

где n - сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

С > (или равно) 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 < (или равно) С> 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С < (или равно) 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. В приведенном примере С=0,66, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентационном единстве школьников класса.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность 99), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе (113) /24/.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Методы проблемного обучения
Существует шесть дидактических способа организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Рассмотрим их. Метод монологического изложения. Учитель сообщает факты в опр ...

Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru