Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Педагогические практики » Элементы наглядной топологии в профильной школе » Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения

Страница 6

Итак, можно выделить три подхода к определению понятия дифференциации обучения:

психологический (учет индивидуальных особенностей учащихся);

педагогический (учет склонностей и интересов учащихся);

методический (дифференциация материала по уровням и профилям).

Эти различные подходы позволяют наглядно представить, как обогащалось и развивалось интересующее нас понятие дифференциация обучения. Последнее определение, на наш взгляд, наиболее емко, и можно сделать вывод, что дифференциация обучения на современном этапе является определяющим фактором демократизации и гуманизации образования.

Исходя из всего вышесказанного, определим цели дифференциации с различных позиций. С социальной точки зрения целью дифференциации обучения является формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. С дидактической точки зрения целью дифференциации является решение назревших проблем школы путем создания новой дидактической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе. С психолого-педагогической точки зрения конечной целью дифференциации является его индивидуализация, основанная на создании оптимальных условии для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.

Обычно сторонники дифференциации выдвигали два основных тезиса:

1. Полная унификация учебных планов старших классов находится в противоречии с общественными потребностями, с требованиями психологии юности и задачей всестороннего развития способностей, дарований, талантов молодого поколения, дифференциация же является целесообразной формой индивидуализации занятий.

2. Дифференциация обеспечивает безболезненный переход из средней школы в высшую, она формирует индивидуальные интересы учащихся и способствует сознательному выбору высшей школы. Дифференциация помогает всестороннему развитию личности. Наконец, она является известной базой и для подготовки учащихся к практической деятельности.

Но, несмотря ни на что, следует отметить, что у дифференциации в то же время было немало противников. Основные возражения против нее сводились к следующему:

Дифференцированная система обучения не дает учащимся равные шансы. Это проявляется в том, что создаются неполноправные средние учебные заведения, одни из которых открывают дорогу к высшей школе, а другие делают уделом своих воспитанников только практическую деятельность.

Дифференциация противоречит демократическому принципу единства школы.

Дифференциация мешает всестороннему развитию личности.

Она снижает уровень общего среднего образования.

Дифференциация заставляет подростка рано выбирать будущую профессию.

Учащиеся, получившие разную общеобразовательную подготовку, например, гуманитарную и техническую, усваивают разный подход к рассмотрению и оценке одних и тех же процессов и явлений, что неизбежно вызывает их затруднения во взаимопонимании друг друга.

Критикам можно противопоставить положение о том, что единство школы вовсе не означает ее однообразия, унификации, а означает лишь предоставление всем равных прав в получении среднего, а затем высшего образования. Единство школы также не означает единого содержания учебного материала по каждому предмету, а также единых методов и форм работы. Учащиеся имеют разные индивидуальные задатки, способности и интересы.

Отсюда следует, что одной из главных целей школы является своевременное выявление способностей учащихся, их интересов и предоставление соответствующих условий для их максимально возможного развития. Таким условием, прежде всего, является дифференциация обучения, так как она не нарушает системы общего образования, а наоборот содействует его расширению и углублению. Необходимо учесть, что дифференциация учащихся по профилям, соответствующим их интересам, повышает качество знаний не только по предметам углубленного изучения, но и по всем другим учебным предметам .

Начиная с 60-х годов ХХ века, термин «дифференциация» прочно вошел в употребление. Например, в работе «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» Г.И. Щукиной рассматриваются различные показатели для дифференциации учащихся, а именно: уровень овладения прежними знаниями, умениями и навыками; уровень познавательной и практической самостоятельности учащихся; степень их умственного развития; отношение к учению и к данному учебному предмету.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Методика обследования детей с заиканием
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др. Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психолог ...

Методы обучения математике
Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30]. Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень р ...

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru