Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 1

Важным результатом деятельности кафедр физики и математики при Ставропольском государственном педагогическом институте стало создание и развитие нового научного направления «Физика оптических явлений». Оно возникло как дочерняя школа и развивалось в тесном взаимодействии со школой профессора Э.В. Шпольского при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

История создания и развития на кафедре общей физики Ставропольского государственного педагогического института (ныне СГУ) научного направления «Физика оптических явлений» неразрывно связана с открытием профессора Э. В. Шпольского33, носящего его имя. Представители школы занимались последующим установлением физической природы этого явления, а также практическим его применением.

Шпольским и его сотрудниками34 было доказано, что при использовании в качестве растворителей нейтральных легко кристаллизующихся нормальных парафинов и охлаждении раствора до температуры кипения азота (77° К) у целого ряда соединений (в том числе и многоядерных ароматических углеводородов) в спектрах люминесценции вместо обычных размытых полос наблюдается большое число узких линий. Такие спектры получили название квазилинейчатых, а эффект расщепления молекулярных полос - «эффекта Шпольского».

Это открытие стимулировало многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области спектроскопии сложных органических молекул и электронно-колебательных переходов в примесных центрах кристаллов. Эти спектры легли в основу новых высокочувствительных методов обнаружения и идентификации индивидуальных соединений в многокомпонентных смесях35.

В конце 50-х годов заведующему кафедрой общей физики Ставропольского государственного института В. А. Бутлару, профессором Э. В. Шпольским было предложено заняться исследованием квазилинейчатых спектров люминесценции сложных органических молекул. В начале 60-х годов под руководством В. А. Бутлара была создана научная лаборатория по изучению спектров сложных органических молекул, установлены научные связи со школой профессора Э. В. Шпольского в Московском государственном педагогическом институте. Первые работы В. А.

Бутлара и Д. М. Гребенщикова были посвящены фундаментальным вопросам молекулярной спектроскопии и признаны научной общественностью36.

Д. М. Гребенщиков и еще один представитель этого научного направления В. В. Солодунов стали развивать кинетические методы исследования37 триплетных состояний органических молекул в системах Шпольского. В то же время наряду с приобретением спектрального оборудования ими разрабатывались и создавались экспериментальные установки. Многие элементы этих установок изготовлялись ими же. Сегодня исследователи располагают разнообразными спектрофлуометрами, оснащенными вычислительными и регистрирующими системами. В тех первых работах были получены результаты, точность которых совпадает с точностью результатов исследований, полученных совершенно немыслимым способом с точки зрения современного физика - экспериментатора.

Один из вопросов в области молекулярной спектроскопии триплетного состояния, который интересовал в то время исследователей, был вопрос о причинах неэкспоненциальности кинетики затухания фосфоресценции примесных центров в твердых растворах при низких температурах. Предполагалось, что такое отклонение от экспоненциального закона может быть обусловлено излучением молекул с различных близко расположенных триплетных уровней. На основании сопоставления спектров триплет-триплетного поглощения, спектров фосфоресценции и кинетики затухания фосфоресценции Д.М. Гребенщиков с сотрудниками доказал, что этот эффект обусловлен реабсорбцией фосфоресценции на триплетных молекулах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Cистема профессионального образования
В республике Болгария средний уровень образования осуществляется на одной образовательной ступени (средняя школа/высшая школа), которая длится 4 или 5 лет и приводит к окончанию среднего образования. Среднее образование считается полученным по окончании 12/13 класса и сдачи экзаменов для зачисления ...

Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций
После проведения занятий с использованием воспитывающих ситуаций, было проведено повторное обследование детей. На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована модифицированная методика «Лесенка» В.Г ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru