Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 1

Важным результатом деятельности кафедр физики и математики при Ставропольском государственном педагогическом институте стало создание и развитие нового научного направления «Физика оптических явлений». Оно возникло как дочерняя школа и развивалось в тесном взаимодействии со школой профессора Э.В. Шпольского при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

История создания и развития на кафедре общей физики Ставропольского государственного педагогического института (ныне СГУ) научного направления «Физика оптических явлений» неразрывно связана с открытием профессора Э. В. Шпольского33, носящего его имя. Представители школы занимались последующим установлением физической природы этого явления, а также практическим его применением.

Шпольским и его сотрудниками34 было доказано, что при использовании в качестве растворителей нейтральных легко кристаллизующихся нормальных парафинов и охлаждении раствора до температуры кипения азота (77° К) у целого ряда соединений (в том числе и многоядерных ароматических углеводородов) в спектрах люминесценции вместо обычных размытых полос наблюдается большое число узких линий. Такие спектры получили название квазилинейчатых, а эффект расщепления молекулярных полос - «эффекта Шпольского».

Это открытие стимулировало многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области спектроскопии сложных органических молекул и электронно-колебательных переходов в примесных центрах кристаллов. Эти спектры легли в основу новых высокочувствительных методов обнаружения и идентификации индивидуальных соединений в многокомпонентных смесях35.

В конце 50-х годов заведующему кафедрой общей физики Ставропольского государственного института В. А. Бутлару, профессором Э. В. Шпольским было предложено заняться исследованием квазилинейчатых спектров люминесценции сложных органических молекул. В начале 60-х годов под руководством В. А. Бутлара была создана научная лаборатория по изучению спектров сложных органических молекул, установлены научные связи со школой профессора Э. В. Шпольского в Московском государственном педагогическом институте. Первые работы В. А.

Бутлара и Д. М. Гребенщикова были посвящены фундаментальным вопросам молекулярной спектроскопии и признаны научной общественностью36.

Д. М. Гребенщиков и еще один представитель этого научного направления В. В. Солодунов стали развивать кинетические методы исследования37 триплетных состояний органических молекул в системах Шпольского. В то же время наряду с приобретением спектрального оборудования ими разрабатывались и создавались экспериментальные установки. Многие элементы этих установок изготовлялись ими же. Сегодня исследователи располагают разнообразными спектрофлуометрами, оснащенными вычислительными и регистрирующими системами. В тех первых работах были получены результаты, точность которых совпадает с точностью результатов исследований, полученных совершенно немыслимым способом с точки зрения современного физика - экспериментатора.

Один из вопросов в области молекулярной спектроскопии триплетного состояния, который интересовал в то время исследователей, был вопрос о причинах неэкспоненциальности кинетики затухания фосфоресценции примесных центров в твердых растворах при низких температурах. Предполагалось, что такое отклонение от экспоненциального закона может быть обусловлено излучением молекул с различных близко расположенных триплетных уровней. На основании сопоставления спектров триплет-триплетного поглощения, спектров фосфоресценции и кинетики затухания фосфоресценции Д.М. Гребенщиков с сотрудниками доказал, что этот эффект обусловлен реабсорбцией фосфоресценции на триплетных молекулах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников
Цель: - проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста; - выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольни ...

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Биологические и социальные факторы развития
Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли большие аргументов, объединяющих их позиции. Предметом ученых стало выяснение причин, обусловливающих становление личности. Выде ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru