Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей

Страница 1

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: нравственный (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность), правовой (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода); социально-политический (гражданское общества, гражданская активность, политическая культура, патриотизм).

Одним из важнейших условий развития личности является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре народов. Нравственное воспитание понимается сегодня как педагогическая деятельность по формированию знаний, чувств, оценок, правильного поведения. Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения. Сегодня эффективность процесса обучения и воспитания личности во многом зависит и от совершенствования структуры понятий, используемых в системе воспитательного процесса общества, выявления сущностных характеристик этих понятий, определения из взаимоотношений друг с другом, определения их взаимоотношений и взаимоподчиненности. Качеств личности, которые отражают степенно приближенности личности к общественному идеалу, нравственно воспитанной личности достаточно много, поэтому целесообразно их классификация по определенным признакам. Таким образом, в нравственное воспитание включает в себя составной частью гражданское воспитание, которое пронизывает все сферы воспитательных конструкций общества.

Под

гражданским воспитанием

О. С. Гаманин понимает

формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности Н.А.Бердяев относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобщаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

В Российской педагогической энциклопедии основная цель гражданского воспитания звучит, как воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремлению к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от него зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, всего народа, и определяет его социальное поведение, является существенным условием существования демократического общества.

Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчужденности личности от институтов власти, и определении приоритетов в пользу образования и культуры. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Соотношение нравственного и гражданского воспитания изучалось ещё в античной готике. Так, Платон считал одной из функций государства воспитание «хороших граждан», которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать своё поведение. В трактатах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов осуществляется подлинно гражданское воспитание, дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся свершать деяния, достойных граждан. В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека ставили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...

Возрастные особенности дошкольника
Дошкольный возраст. Он делится на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе. Начало дошкольного возраста принято с ...

Методика проведения занятия по теме «Двумерные поверхности»
Тема: Двумерные поверхности. Тип урока: Урок введения нового материала, урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием двумерных поверхностей. Развивающая: Обеспечить у школьников развитие пространственного ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru