Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ

Педагогические практики » Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации на примере деятельности школьного музея МОУ Большеутинская СОШ

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность

эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом.

Образование в рамках учреждений дополнительного образования правомерно рассматривается как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Замечено, что дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной конъюнктуры.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватный мировому уровню общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В процессе педагогического воздействия на личность образовательная и воспитательная деятельность общества подразделяется на самостоятельно существующие элементы. Искусственное структурирование коснулось и процесса воспитания на самостоятельно существующие направления: нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, эстетическое, этическое, правовое и пр. Применяемое в науке выделение отдельных структурных элементов необходимо для понимания механизмов деятельности и выбора наиболее действенных методов деятельности. Используя структурирование для выявления наиболее приемлемых приемов воздействия не личность, нельзя забывать о том, что все структурные элементы являются частью одной системы – педагогической системы общества. Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций образования есть обязательная составляющая общественного развития, поэтому в процессе воспитания различные направления воспитательного воздействия должны соединяться в единую систему. Выделение отдельных направлений воспитательного процесса необходимая закономерность, которая используется для выявления потенциала различных структурных элементов и приемов. Эта проблема стоит и при определении понятия патриотическое воспитание. Сегодня в педагогическое литературе понятия гражданское, патриотическое воспитание рассматриваются или как единое целое или как синонимы, подменяющие друг друга. Какое место на самом деле занимают эти направления деятельности в воспитательной системе, как они взаимодействуют друг с другом, какую роль играют в формировании личности?

Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически-воспитанной личности.

Цель исследования:

рассмотреть возможности школьного музея и его роли в формировании гражданкой и патриотической самоореализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

Задачи исследования;

1. Рассмотрение теоретических проблем, связанных с определением понятия патриотическое и гражданское воспитание и определение его места в системе воспитательного процесса общества;

2. Выявление специфики форм и средств музейной деятельности при включении их в воспитательный потенциал общества;

3. Дать характеристику практической деятельности МОУ «Большеутинская СОШ», а также охарактеризовать управления качеством школьного историко-краеведческого образования.

Объектом

данного исследования является музей как социокультурный институт, включающий в сферу своей деятельности патриотическое воспитание подрастающего поколения

Предмет

исследования – процесс формирования патриотических чувств школьников средствами экскурсионной и исследовательской деятельности в рамках школьного музея Большеутинской средней общеобразовательной школы.

В результате работы над исследованием проводился анализ философской, педагогической и психологической, научной литературы, периодической печати, законодательных и нормативно-правовых источников по проблемам качества образования и управления качеством. подход к изучению проблемы.

Источниковой базой нашего исследования являются: нормативные документы общегосударственного характера (закон «Об образовании», Федеральная программа, Государственный стандарт); нормативные документы образовательного учреждения (Положение о совете школы, учебная программа по истории, программа развития школы, Устав школы). Историографической базой исследования являются: по понятийно категориальному аппарату основными работами выступают исследования Зверевой В.И., Конаржевского, КудринаТ.А.; по системе управления качеством образования значительный вклад внесли Баранов В.Ф., Баранников А.В., БелобрагинВ.Я. по менеджменту качества школьного исторического образования рассмотрены учебная литература для ВУЗов, методические пособия Давыдова Н.Н., Денякина Л.М.,Еремкина О.В., Конаржевского Ю.А., Занина М.В. ., Кудрина Т.А., Герпушинского Б.С,. и др.

Новизна исследования: рассмотрена система управления качеством современного школьного образования в том числе, историко-краеведческого образования на примере конкретного образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- исследованы теоретические основы патриотического и гражданского воспитания;

- рассмотрены средства и формы деятельности школьных музеев;

- охарактеризована система управления качеством образования в МОУ «Большеутинская средняя школа»;

Практическая значимость исследования: заключается в том, что в школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.

Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию краеведческого движения школьников. Будучи планомерной и систематической, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразны формы краеведческой деятельности: это и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения, и походы по местам боевой, революционной и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок.

Значительно обогащают функциональное предназначение школ по образовательной и воспитательной деятельности конференции по краеведению, организуемые силами учителей и учащихся, экспедиционная работа со школьниками, которая пополняет музейные коллекции школ (по историческим, природным и памятным местам края). Различные формы собирательской деятельности, приводят, в конце концов, к созданию содержательного школьного музея.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

Под гражданским воспитанием О.С, Гаманин понимает формирование гражданственности. Н.А. Бердяев относит нравственную и правовую культуру для внутренней свободе личности. К.Д. Ушинский включал в понятие гражданского воспитания - воспитание патриотизма. Л.С., Н.А. Бердяев рассматривает основы правовой культуры, В.И. Загвядзинский характеризует педагогическое творчество учителя

- общенаучная теория систем (Г.Афанасьев, В.Н., Корнетов Г. Куртников Н.С.);

- идея качества как комплексной характеристики процесса образования (В.П.Беспалько).

- исследования по проблемам психологических особенностей личности (Л.С.Выготский);

- идея гуманистического подхода к человеку (Я.А.Коменский, В.А.Сухомлинский Шоган В.В.);

- теория менеджмента (М.М.Поташник, Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова);

Свое внимание мы акцентируем на работах современных авторов, таких как Т. А. Кудриной, Н. В. Шалаховой, И. М. Косова, О. В. Лысикова, К. Г. Левыкина, Т. Ю. Юренева, Л. М. Шляхтина, которые рассматривают проблемы типологии музеев, их функции, музейную деятельность, а также теорию школьных музеев.

«Музей и школа» под редакцией Т. А. Кудриной, авторы рассматривают возможности использования музеев различного профиля в патриотическом и интернациональном, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. В книге даются подробные рекомендации по вопросам взаимосвязанной работы школы и музеев, рассказывается об условиях создания школьных музеев, их месте в учебном процессе.

Учебное пособие под редакцией Г.Е..Корниловой предлагает свою структуру курса, наполненное конкретным региональным историческим материалом. Музей и школа» под редакцией Н. В. Шахаловой, представляет собой методическое пособие для музейных работников и педагогов. Статьи сборника, обобщая опыт работы государственных литературных музеев с учащимися, очеркивают круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития и совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей-школа».

«Музей в культурной жизни края» под редакцией Косова И. М., рассказывает о том какая ответственная миссия возложена на всех работников культуры, интеллигенцию, от деятельности которых в значительной степени будет зависеть возрождение страны. Видное место в этом процессе должны занять музеи, хранящие предметы человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков.

«Музеи России» под редакцией Лысикова О. В. содержит курс, определяющий роль и значение музея в контексте истории и культуры. Курс включает изучение следующих тем: роль музеев в современном обществе и мировой культуре, музейная политика, музейный менеджмент и музейный маркетинг. Цель данного пособия: формирование навыков и умений визуального общения школьников и студентов с художественными произведениями – музейными экспонатами.

«Музееведение» под редакцией Левыкина К. Г. – это учебное пособие написано коллективом музееведов. В нем излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные издания.

«Музееведение» под редакцией Юренева Т. Ю., книга является первым учебником, в котором излагаются не только теоретические основы музееведения и методика музейной работы, но и истории музеев. На обширном фактическом материале анализируются причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах, прослеживается становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Рассматриваются социокультурные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, а также менеджмента и маркетинга.

«Основы музейного дела» под редакцией Шляхтина Л. М., изучает широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной и музейно-педагогической деятельности.

«Музей в мировой культуре» под редакцией Юренева Т. Ю., впервые комплексно исследуется музей как феномен мировой цивилизации. Автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, показывает роль и место музея в каждой конкретной исторической эпохе, прослеживает эволюцию музейных учреждений. Историко-краеведческую деятельность рассматривают такие авторы как: Г.Е. Корнилова , В.В. Козлова, В.В. Титова. Вопросы музейной педагогики рассматривает Е.. Ванслова , Н.И. Зограф дает рекомендации по разработке экскурсий.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались применением современной научной методологии, опирались на педагогические исследования, использовался системный и функциональный подход к изучению проблемы.

Данная тема обеспечена хорошими источниками информации, источниковая база позволила осветить поставленную проблему.

Новости образования:

Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выс ...

Решение промежуточных задач по самоконтролю
Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физиче ...

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru