Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей

Страница 2

К. Д. Ушинский включал в понятие гражданского воспитания - воспитание патриотизма (любви к Родине, национального самосознания). Российская педагогическая школа считала, что чувства национального патриотического самосознания человека и его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина, рассматривая патриотическое воспитание как политическое формирование человеческих качеств и относя патриотическое воспитание к нравственному воспитанию.

Одно из условий формирования патриота— воспитание правдой. Только активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде. В содержание патриотического воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания. Одно из основных направлений работы по патриотическому воспитанию — формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.

Источниками социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ патриотически-воспитанной личности. Другим важным источником социального опыта является труд. Патриотическое воспитание и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развития личности. Школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества.

Патриотические черты личности формируются там, где учащиеся вовлечены не только в школьную жизнь, но и окружающую их социальную среду. В современных условиях важным качеством патриота становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности.

Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного патриотического воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность, как гражданин. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование гражданско-патриотической позиции не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как патриота и гражданина потребность в благе общества, государства, в котором он существует.

Однако гражданско-патриотическое формирование личности не равно просвещению. Л.С. Выгодский указывал, что ценностное ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

"Теория воспитания", указывает на такой важнейший психологический механизм, как создание правильного сочетания "понимаемых мотивов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мотивы в реально действующие.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: · информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; · друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; · диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ...

Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь ( нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru