Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

Страница 1

Трудности адаптации и обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении учащихся, их успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но причины возникновения трудностей, их физиологические и психологические механизмы, этиология могут быть совершенно разными. Поэтому помощь детям и подросткам в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменение нежелательного поведения как такового, а на устранение его причин. Здоровьесберегаюшее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [21].

По мнению специалистов, одним из важнейших факторов риска для здоровья детей в настоящее время является сама образовательная среда. Сюда следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов; авторитарно-репродуктивный стиль обучения, ведущий к диктату учителя и делающий ребенка пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; гиподинамия; отсутствие в процессе обучения учета индивидуально-типологических особенностей обучающихся; низкий уровень культуры поведения; слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы.

Успешность адаптации к обучению зависит также от факторов, которые можно учесть в пределах урочной деятельности: уровня подготовленности к школе, возраста, с которого начинается систематическое обучение, состояния здоровья, рационализации режима дня, успешной социализации в коллективе, факторов, влияющих на сохранение здоровья.

Физиологическая стоимость урока определяется трудностью изучаемого материала (объем, сложность, степень новизны) и длительностью урока.

В.Н. Ирхин и И.В. Ирхина (1998), опираясь на разработки С. М. Громбаха (1982), предлагают ориентировочную классификацию для определения степени трудности урока (табл. 1).

Таблица 1. Определение степени трудности урока

Степень трудности

Насыщенность учебными элементами (законы, понятия, факты, способы деятельности)

Характер деятельности

Уровень формирования знаний и умений

Низкая

От 1 до 5

Репродуктивный

Воспроизведение знаний без изменений, выполнение действий по образцу

Средняя

От 5 до 8

Частично-поисковый

Воспроизведение знаний с элементами логических действий, применение знаний в измененной ситуации

Высокая

Свыше 8

Исследовательский

Решение творческих задач, применение знаний в новых условиях

Безусловно, степень трудности урока можно снизить за счет его позитивной эмоциональной насыщенности, внедрения разнообразных техник, увеличивающих продолжительность оптимальной работоспособности.

Большое значение имеет насыщенность урока учебными элементами, т. е. фактическая занятость школьника учебной деятельностью, смена ее на уроке (чтение, письмо, ответ и др.). Уроки с низкой насыщенностью учебными элементами оказывают неблагоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС и работоспособность учащихся. К снижению учебной активности школьников приводят занятия со слабо выраженной эмоциональностью [3].

Чрезмерная длительность урока и отдельных видов учебной деятельности (письмо, чтение, просмотр фильмов и т. п.) также является фактором, влияющим на работоспособность учащихся.

Исследованиями М.М. Безруких установлено, что письмо шариковой ручкой оказывает негативное влияние на функциональное состояние учащихся: состояние зрительно-ручной координации и зрительные функции ухудшаются, уровень напряженности при письме возрастает. Это проявляется в сокращении зрительной дистанции, нарастании психического и зрительного утомления. Письмо перьевой ручкой способствует экономизации энергетических затрат и, как следствие, профилактике напряженности и утомления. Руку рекомендуется держать на 4-5 см выше от кончика пера [6].

Утомляющее воздействие урока снижается за счет рациональной организации учебного процесса, применения современных методов и средств обучения, соответствия учебного материала возрастным и индивидуальным возможностям школьников [6].

Страницы: 1 2

Новости образования:

Возрастные особенности младшего школьного возраста
Я.А. Коменский утверждал и настаивал на том, что в учебно-воспитательной работе должен быть строгий учет возрастных особенностей детей. Он был первым, кто выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому воспитание и обучение должны соответствовать возрастным этапам развития. Он ...

Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах
Социально-педагогические системы (СПС) – это совокупность складывающихся в обществе и взаимосвязанных образовательных институтов, в которых реализуется преемственность поколений вследствие спонтанного и специально организованного воспитания и обучения. СПС – понятие более широкое, чем система образ ...

Краеведческая работа с подростками
Кукушкин B.C. определяет внеурочную краеведческую работу как поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры). Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. Хорошо, когда шко ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru