Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

Страница 2

Существенное влияние на самочувствие, настроение и работоспособность детей и подростков на уроке оказывает окружающая среда.

Воспитательно-образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы обучающиеся могли прочно овладеть основами знаний в необходимом объеме без ущерба для их здоровья, чтобы обучение не препятствовало, а способствовало гармоничному развитии организма. Для этого важно, чтобы занятия в школе не сопровождались переутомлением, это возможно при условии учета закономерностей динамики работоспособности учащихся, при соблюдении гигиены труда.

В период компенсаторной перестройки (предутомление) ребенок может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Период характеризуется снижением внимания и темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу, но очень недолго: 5-7 минут [7].

Признаки утомления у ребенка во время урока можно разделить на следующие группы:

1. На поведенческом уровне – снижается производительность и качество учебной деятельности; увеличивается количество ошибок, в том числе и неграмматических (например, «коророва»); нарушается координация движений (изменяется почерк); наблюдается двигательное беспокойство, младшие школьники роняют на пол ручки;

2. На физиологическом уровне – нарушается функционирование симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая позволяет организму мобилизовать все наличные резервы в трудной ситуации. При утомлении возрастает влияние парасимпатического отдела провоцирующего повышение потливости (особенно рук), усилении продукции желудочного сока. Уставший ребенок начинает просить: есть, жалуется на боль в животе, ему требуется посещение туалета. Затрудняется выработка условных связей; повышается инертность нервных процессов; в клетках мозгового вещества ЦНС, в нервных центра развивается процесс охранительного торможения, предотвращают «истощение» нервных клеток. Есть и гуморальный признак утомления в организме накапливается молочная кислота, недоокисленный продукт обмена веществ.

3. На психологическом уровне – нарушается концентрация внимания, появляется рассеянность, субъективное чувство усталости, снижается качество когнитивных функций.

Изменения в организме, связанные с развитием утомления, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Если на признаки утомления вовремя не обратить внимания, то развивается переутомление –

патологическое состояние, которое требует лечения.

Симптомами переутомления являются стойкие нарушения внимания и памяти; нарушения сна (возможна бессонница); ухудшение аппетита; появление раздражительности, плаксивости, неадекватных реакций; ухудшение регуляции физиологических функций (нарушение сердечного ритма и координации движений, гипо- или гипертония); снижение сопротивляемости организма. У некоторых детей в состоянии переутомления могут возникать нервные тики.

Таким образом, от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Результаты констатирующего эксперимента
Результаты анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См. диаграмму №1-№5): Диаграмма №1 Какие уроки ты больше всего любишь? Диаграмма №2 Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на ...

Информатизация системы российского образован
Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережа ...

Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-ым годам XX столетия, в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Главная идея обучения в сотрудничестве – учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обуч ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru