В школьной практике учитель имеет возможность по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий организации внеурочной работы определить ее цель и задачи. Стратегической же целью организации внеурочной работы школьников по учебному предмету является создание условий для развития и саморазвития личности школьника. Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
¾ формирование творческого стиля жизнедеятельности школьника;
¾ расширение и углубление знаний и способов деятельности (в том числе творческой) учеников;
¾ развитие опыта и способов взаимодействия подростка с природно-социальным миром (социальная адаптация);
¾ формирование потребности в самообразовании и самовоспитании.
Что касается содержания внеурочной деятельности школьников, то оно опирается как на базисный учебный план общеобразовательной школы и содержание образования по отдельным учебным дисциплинам, так и на творческие самодеятельные программы внеурочной работы. В содержании внеурочной работы отражаются профилирование и специализация учебных курсов, сочетаются теоретические и практические аспекты учебного предмета.
В программах и планах внеурочной работы учитываются индивидуальное интересы, потребности, способности и возможности подростков и старшеклассников, их возрастные особенности. Так, для разных возрастных групп учащихся меняется соотношение разных видов внеурочной деятельности.
Основными видами внеурочной деятельности подростков и старшеклассников по учебным предметам являются: учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, производственная, культурно-познавательная, физкультурно-оздоровительная.
Цель и задачи внеурочной деятельности решаются с помощью методов. В литературе представлено большое количество классификаций методов педагогического процесса, отличающихся основаниями, но наиболее полная была предложена Ю.К. Бабанским [1].
Его классификация включает четыре группы методов:
¾ первая группа: методы формирования сознания личности (формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и пр.). К ним относятся словесные методы (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация опытов).
¾ вторая группа: методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения. К ним откосятся методы организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой и других видов деятельности, методы постановки задач, предъявления требования, методы выполнения практических действий, методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения, методы регулирования.
¾ третья группа: методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых эмоциональных ситуаций, использования общественного мнения, примера и др.
¾ четвертая группа: методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения. К ним относятся методы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании.
Наряду с традиционными педагогическими методами на внеурочных занятиях по учебным предметам целесообразно использовать методы, активизирующие познавательные и творческие силы подростков и старшеклассников, а именно: деловые: игры, анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, методы "круглого стола", методы "мозговой атаки", индивидуальные практикумы. Как отмечает В.И. Кузнецов, во внеурочной работе, ориентирующейся на субъект-субъектное взаимодействие особую ценность представляют методы активного погружения учащихся в организуемую деятельность, а также сотрудничества и сотворчества учащихся и взрослых [2].
Кроме методов педагогического процесса, внеурочная деятельность предоставляет педагогу широкий выбор дидактических средств и приемов подготовки и проведения внеурочной работы школьников по учебным предметам. Так, В. Оконь выделил шесть категорий дидактических средств, разбив их на 2 группы [1].
Новости образования:
Система организации формирования знаний о многообразии
живой природы у старших дошкольников
Цель: - формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста; - разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира; - включение дидактических игр в различные виды деятель ...
Педагогические рекомендации по проблеме развития творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются [16], поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь ...
Модель опытно- экспериментальной работы
Наше исследование велось во 2-м классе, что соответствует основному этапу формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем э ...