Теоретические основы формирующего эксперимента

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития речи. Это позволило определить содержательную и организационную стороны коррекционного воздействия. Общая целевая установка обучающего эксперимента заключалась в развитие понимания речи ребенка и формировании на этой основе их активной речи.

Мы стремились определить такие виды специальных коррекционных занятий, заданий и упражнений, включенных в часы, проводимые с воспитателем, которые бы не только формировали импрессивную речь детей, а способствовали бы и активизации их речевой деятельности, развитию психических процессов, познавательной деятельности и положительных личностных качеств.

В ходе экспериментального обучения мы учитывали следующие принципы.

Принцип преемственности и комплексности в коррекционной работе логопеда, воспитателя позволял осуществлять воздействие на детей не только непосредственно в ходе специальных занятий, но и в течение всего времени пребывания детей в детском доме – интернате, в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, в свободное от занятий время. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью определялся осуществлением коррекционного воздействия не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность ребенка в целом.

Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода было необходимо в связи с неоднородностью структуры нарушений детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью, различным уровнем понимания речи. Реализация дифференцированного и индивидуального подхода осуществлялась в форме индивидуальных коррекционных занятий, которые давали возможность варьировать их содержание, дифференцированно подходить к выбору адекватных приемов работы с каждым ребенком.

Принцип закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения предполагал моделирование различных коммуникативных ситуаций на коррекционных занятиях и вне их.

Деятельностный принцип означал организацию активной деятельности детей при реализации, которой создавались условия для ориентировки ребенка в различных ситуациях, использование ведущей для данного возраста - игровой деятельности в коррекционной работе.

Личностный принцип обусловливал учет индивидуальных особенностей, формирование эмоционально оптимистического настроя личности детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в процессе коррекционно-методического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз умеренная и тяжелая степень умственной отсталости, строилась и с учетом общедидактических принципов, совокупность которых и своеобразие их реализации применительно к данным детям, определили направления, приемы и организационные формы коррекционного обучения.

Соблюдение принципа научности коррекционного воздействия основывалось на современных требованиях обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, использовании новых научных данных о возможностях совершенствования логопедической работы.

Принцип доступности предусматривал учет возрастных и коммуникативных особенностей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагала постепенность воздействия, чтобы все последующие задания основывались на использовании навыков, сформированных на основе предыдущих. Это позволяло закрепить полученные знания и способности, расширить и углубить их и на этой основе сформировать новые умения детей.

Сознательность и активность детей обеспечивалась разнообразием заданий игрового характера, позволяющим осуществлять многократное выполнение аналогичных действий на различном материале и в разных условиях, сохраняя и поддерживая интерес детей к различным упражнениям.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные логопедические принципы:

Страницы: 1 2

Новости образования:

Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста
Для проведения эксперимента были взяты 2 группы детей: контрольная - 10 детей и экспериментальная - 10 детей в возрасте 4-5 лет, регулярно посещающих детский сад. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Цель : исследовать дин ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: · информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; · друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; · диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ...

Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи
Диалогическая речь – это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в пределах разговорного акта каждый из участников по очереди выступает как слушатель и как вещатель [10, с. 146]. Диалогизирование – это процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен р ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru