Цель, задачи и содержание внеурочной работы по учебным предметам

Страница 2

Простые средства:

¾ словесные средства (прежде всего учебники и другие печатные тексты);

¾ простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты).

Сложные средства:

¾ механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств, например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа;

¾ аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы (с помощью проигрывателя, магнитофона или радио);

¾ аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм или телевидение;

¾ средства, автоматизирующие учебно-воспитательный процесс, к которым можно отнести компьютеры, лингафонные кабинеты и т.п.

Данные дидактические средства, используемые во внеурочной работе по учебным предметам, облегчают или усиливают: познание школьниками природно-социального мира; получение ими знаний об этом мире во всем его многообразии; формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к действительности; развитие деятельности, преобразующей окружающий многообразный мир.

Но, как указывает В.Н. Зайцев, «учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться» [3].

Под приёмами часто подразумевают способы работы учителя со средствами обучения, но на практике приёмы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.

Исследователи отмечают, что из-за огромного разнообразия приёмов достаточно трудно придумать какую-то разумную и полезную их классификацию.

Можно различать приёмы в зависимости от наличия или отсутствия используемых средств обучения.

В.В. Гузеев предлагает классифицировать приемы, исходя из источника происхождения [4]. Таких источников три: рефлексия собственного успешного опыта, наблюдение за детьми и профессиональный обмен между коллегами (как устный, так и письменный — в частности, книги).

В основании классификации приёмов может лежать и способ информационного обмена — например, основное направление информационного потока. Это называется информационным режимом обучения.

Различают три информационных режима. Интраактивный режим — все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

Экстраактивный режим — все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.

Интерактивный режим — информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-объектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным элементом. Это режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.

Очевидно, что в отличие от урочной, внеурочная деятельность обладает большими возможностями с точки зрения методов, средств и приемов обучения, что создает дополнительные возможности в реализации цели такой деятельности - развитие и саморазвитие учащихся.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление
Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вече ...

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
дошкольник природа игра экологический Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неодн ...

Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к русскому языку у младших школьников
Исследование проводилось в 3 классе «а» школы № 55 г.Новокузнецка. Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития внимания и интереса к русскому языку. Для выявления уровня развития внимания нами использовались следующие методики: Методика № 1 «Корректурная проба» Метод ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru