Цель, задачи и содержание внеурочной работы по учебным предметам

Страница 2

Простые средства:

¾ словесные средства (прежде всего учебники и другие печатные тексты);

¾ простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты).

Сложные средства:

¾ механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств, например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа;

¾ аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы (с помощью проигрывателя, магнитофона или радио);

¾ аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм или телевидение;

¾ средства, автоматизирующие учебно-воспитательный процесс, к которым можно отнести компьютеры, лингафонные кабинеты и т.п.

Данные дидактические средства, используемые во внеурочной работе по учебным предметам, облегчают или усиливают: познание школьниками природно-социального мира; получение ими знаний об этом мире во всем его многообразии; формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к действительности; развитие деятельности, преобразующей окружающий многообразный мир.

Но, как указывает В.Н. Зайцев, «учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться» [3].

Под приёмами часто подразумевают способы работы учителя со средствами обучения, но на практике приёмы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.

Исследователи отмечают, что из-за огромного разнообразия приёмов достаточно трудно придумать какую-то разумную и полезную их классификацию.

Можно различать приёмы в зависимости от наличия или отсутствия используемых средств обучения.

В.В. Гузеев предлагает классифицировать приемы, исходя из источника происхождения [4]. Таких источников три: рефлексия собственного успешного опыта, наблюдение за детьми и профессиональный обмен между коллегами (как устный, так и письменный — в частности, книги).

В основании классификации приёмов может лежать и способ информационного обмена — например, основное направление информационного потока. Это называется информационным режимом обучения.

Различают три информационных режима. Интраактивный режим — все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

Экстраактивный режим — все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.

Интерактивный режим — информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-объектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным элементом. Это режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.

Очевидно, что в отличие от урочной, внеурочная деятельность обладает большими возможностями с точки зрения методов, средств и приемов обучения, что создает дополнительные возможности в реализации цели такой деятельности - развитие и саморазвитие учащихся.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей ч ...

Домашнее задание как одна из форм самостоятельной деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...

Методика проведения занятия по теме «Двумерные поверхности»
Тема: Двумерные поверхности. Тип урока: Урок введения нового материала, урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием двумерных поверхностей. Развивающая: Обеспечить у школьников развитие пространственного ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru