Понятие о технологии. Основные характеристики педагогических технологий

Педагогические практики » Инновационные технологии в обучении » Понятие о технологии. Основные характеристики педагогических технологий

Страница 1

В современной психолого-педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с достижениями научно- технического прогресса и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». В науке появилось специальное направление – технологическое. Это направление зародилось в 60-е годы XX века в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

Все разработанные и используемые сегодня человеком технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Примером промышленных технологий является технология переработки природного сырья. Технологией в этом случае называют процесс переработки исходного материала с целью получить «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами.

Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить обучение рабочих своей специальности. Социальные технологии более гибки и более сложны по организации и проведению, так как человек – объект социальных технологий – является слишком многофакторной системой. На него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна.

Стремление добиваться более высоких результатов через развитие технологии производства не обошло и сферу образования. Введение термина «технология» в сферу педагогической деятельности основывается на идеях так называемой «индустриальной» технологии (Ф.Б. Гильберт, Ф.У. Тейлор и другие) и связано с использованием технических устройств обучения. Это направление поддерживается некоторыми учёными и на постсоветском пространстве (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый и другие). Другие направления педагогической технологии в сфере образования разрабатывают технику анализа учебного материала, организации учебной деятельности учителя и учащихся (Т.А. Ильина). При этом педагогическая технология направлена на установление рациональных принципов и методов достижения оптимальных результатами с минимальными затратами усилий педагогов и учащихся.

Однако технология в сфере образования разрабатывается как искусственная конструкция применимая к отдельным сторонам деятельности педагога. Имеющаяся в научной литературе терминология свидетельствует о том, что разработчики технологий сосредоточены на частных проблемах с акцентом в сторону модели обучения, направленной на усвоение знаний: технология обучения, технология разработки тестов, информационно – обучающие технологии, технология дистанционного обучения, технология рейтинговой оценки и т.д.

Таким образом, подавляющее большинство образовательных технологий по существу нацелено на то, чтобы учащиеся усвоили некую сумму знаний. Оценивая существующие педагогические технологии и разрабатывая новые, разработчики должны брать за основу:

Концептуальность.

Чёткое понимание сути той предметной области, к которой имеет отношении педагог.

Конкретность парадигмы конечной деятельности педагога.

Понимание того, что есть технология вообще и педагогическая, в частности.

Термин «технология» происходит от греческих корней: techne- искусство, ремесло, мастерство и logos- наука, учение. В единстве двух корней образуется слово, означающее учение или науку о мастерстве, совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Если цели образования определяются как усвоение системы знаний, то и технологии в сфере образования определяются как образовательные и оцениваются по объему и качеству усвоения знаний. Однако кризис традиционной модели образования привёл к пересмотру содержания одной из основных категории педагогики. На XX-й Генеральной конференции ЮНЕСКО под образованием было принято считать процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором достигается социальная зрелость и индивидуальный рост.

В целом, педагогическая технология служит цели образования – формированию целостной личности в целостном педагогическом процессе. Она может быть конструктивной, если разрабатывается исходя из специфики системы «педагоги - учащиеся», смена состояний которой есть целостный педагогический процесс.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Результаты исследования по формированию адекватной самооценки младшихшкольников через создание ценностно-ориентированныхвоспитывающих ситуаций
После проведения занятий с использованием воспитывающих ситуаций, было проведено повторное обследование детей. На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использована модифицированная методика «Лесенка» В.Г ...

Теория проблемно-деятельностного обучения
Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: Принцип проблемности; Принцип деятельности в обучении. Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенн ...

Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природ ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru