В настоящее время понятие «педагогическая технология» трактуется по-разному. Наиболее широкое распространение имеет определение, предлагаемое В.В. Беспалько: педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведение теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать цели образования.
Существуют и иные определения педагогической технологии:
- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
- описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
- модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса (В.М. Монахов);
- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания, усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия (ЮНЕСКО);
- содержательное общение (Г.К. Селевко).
В.Н. Бродовская и А.А. Реан отмечают, что образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов.
Г.М. Кусаинов считает, что педагогическая технология – это процесс само - и взаимообучения учащихся под руководством профессионального педагога, те изменения и преобразования, происходящие с ними на каждом этапе их работы по овладению содержанием образования и теми видами деятельности, которые предусмотрены учебным планом и программами.
По В.А. Сластенину, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определённой системе принципов, то педагогическая технология, в этом случае, рассматривается как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последующее осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы.
Таким образом, при всей поляризации мнений по сущностным основам педагогической технологии её можно практиковать как процесс преподавания и достижения педагогом запланированных целей и результатов в деятельности учащегося.
Ключевым звеном любой технологии является определение конечного результата и контроль точности его достижения.
Новости образования:
Теория развивающего обучения
В основу дано концепции Давыдов В.В. и Эльконин Д.В. положили гипотезу о ведущей роли теоретического знания, то есть учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация этой теории достигается формированием у учащихся теоретического ...
Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети, подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К числу таких детей относят: неуспевающих; недисциплинированных; имеющ ...
Особенности и возможности логоритмики
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопеди ...