Обучение графической грамотности в России

Страница 1

В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в художественные заведения.

Как было уже сказано ранее, специальных учебных программ, методик в России XVIII века еще не существовало. Поэтому издание книги И.Д. Прейслера "Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству" в 1735 году имело большое значение для обучения рисунку в стране. Она тогда была очень ценным методическим пособием, которым пользовались повсеместно для освоения знаний о рисовальном художестве. Автор строит свою методику на основе работы от простого к сложному. Как графическая грамотность геометрия является ключевым моментом в его разработке. Она, по его мнению, помогает выявить форму предмета, облегчает процесс построения. Огромное внимание Прейслер уделяет линии, которая по его мнению помогает выявлять форму тела. Поэтому для него очень важен линейный рисунок. Эта работа снабжена таблицами и рисунками, в которых наглядно описаны законы пропорций, схемы построения. Она имела и имеет сейчас огромную ценность для художников-рисовальщиков.

К концу XVIII века рисование стало общеобразовательным предметом. В начале XIX века эта учебная дисциплина стала вводиться во все училища и гимназии. В связи с необходимостью теперь в педагогах рисования, в Москве было основано Училище технического рисования, которое готовило кадры для учебных заведений.

В первой половине XIX века было создано многое в области теории и методики обучения рисованию. Художники активно работают над проблемами учебного рисунка и методикой преподавания рисунка, о чем свидетельствуют теоретические труды. Так, например, в 1834 году художник, военный инженер А.П. Сапожников выпустил "Курс рисования", главной целью которого он видел следующее: приучить рисовальщиков во время работы мыслить, рассуждать, анализировать. Кроме того в его курс были включены наглядные пособия, которые он делал из проволоки и картона. Эти вещи помогали выявить строение формы предмета, перспективу и законы светотени.

Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию.

В 1844 году в Петербурге Обществом поощрения художников было создано пособие "Рисовальная школа на 20 листах". Оно представляло собой альбом с рисунками и таблицами, на примере которых демонстрируется методика работы, в частности, методы выявления формы и линейного построения. Основной задачей альбома было раскрытие разнообразных возможностей карандашного рисунка.

А.Т. Скино, учитель Московской рисовальной школы в 1864 году издал пособие "Курс рисования, состоящий из 34 номеров". В 1869 году он принял участие в разработке методического пособия под руководством В.В. Пукирева и А.К. Саврасова - "Курс рисования, состоящий из 42 номеров, разделенный на три отдела". В 1873 он же создал пособие "Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил". Это пособие включает в себя тематическое планирование.

С.К. Зарянко, И.Н. Крамской и П.П. Чистяков и многие другие русские художники внесли огромный вклад в разработку методик преподавания учебного рисунка.

В 1907 году художник Д.Н. Кардовский создал метод обучения рисунку, основу которого составляет "обруб" (принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм). Этот метод используется и в современном рисовании.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru