Рисунок 2 Технология деловой игры
Этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятий, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
После идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловой игры. Негласные правила запрещают от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – содержание; процесс игры. С началом игры никто не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий или учитель только может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётом вероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые игры в зависимости от модификации могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:
По отношению к содержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор;
По организационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;
По отношению к новизне – инициатор, осторожный критик, консерватор;
По методологическим позициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующий программист;
По социально-психологическим позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.
Этап анализа и обобщения результатов игры подразумевает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решений и выводов. Учитель объясняет достигнутые результаты, отмечает ошибки, делает вывод занятия. Внимание обращается на сопоставление используемой имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Г.И. Штремплер и Г. А. Пичугина предлагают следующий алгоритм составления игры (рис. 2).
Рисунок 3 Алгоритм составления игры
Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.
Выделяют в структуре ролевой игры следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные роли обусловлены местом в индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.
Новости образования:
Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук
Валеология – наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомога ...
Геометрия Евклида
Геометрия, как и другие науки, возникла из потребностей практики. Само слово «геометрия» греческое, в переводе означает «землемерие». Люди очень рано столкнулись с необходимостью измерять земельные участки. Это требовало определенного запаса геометрических и арифметических знаний. Постепенно люди н ...
Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России
в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...