Характеристика игровых технологий

Страница 3

Рисунок 2 Технология деловой игры

Этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятий, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

После идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкции, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловой игры. Негласные правила запрещают от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – содержание; процесс игры. С началом игры никто не должен вмешиваться и изменять ход игры. Ведущий или учитель только может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетание алгоритмизации с учётом вероятного характера событий, наиболее присущих деловой игре). Деловые игры в зависимости от модификации могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

По отношению к содержанию работы в группе – генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор;

По организационным позициям – организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор;

По отношению к новизне – инициатор, осторожный критик, консерватор;

По методологическим позициям – методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлектирующий программист;

По социально-психологическим позициям – лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый.

Этап анализа и обобщения результатов игры подразумевает выступление экспертов, обмен мнениями, защиту своих решений и выводов. Учитель объясняет достигнутые результаты, отмечает ошибки, делает вывод занятия. Внимание обращается на сопоставление используемой имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Г.И. Штремплер и Г. А. Пичугина предлагают следующий алгоритм составления игры (рис. 2).

Рисунок 3 Алгоритм составления игры

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:

Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д.

Выделяют в структуре ролевой игры следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Социальные роли обусловлены местом в индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений ( лидер, друг, соперник и др.). Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Механизм творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накаплива ...

Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел. С опорными конспе ...

Постановка задачи исследования
Целью дипломной работы является создание современной модели web-сервиса для тестирования уровня знаний учеников по предмету математика с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы. Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко о ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru