В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т.А.)[38].
Кроме того, под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, наплыву часто бессмысленной и безграмотной информации с телевидения и страниц новых журналов, у детей наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на обучении в школе. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся выявлением детей группы риска развития такой речевой патологии, как ОНР (Белова-Давид Р. А.) [3].
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А.Ткаченко[38], Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина[44]), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф.Гаркуша[8], Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова[15] и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л. Г. Соловьева[34], Т.А. Ткаченкo[38] и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Также, важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А.)[49]. Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь – залог успеха во многих и многих областях знания (Архипова Е.Ф.)[3].
Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Н. В. Серебрякова[23] в своих работах подчеркивает, что для овладения грамотой необходимо сформировать у детей ориентировку как элемент языковой (речевой) действительности. Исследования, проведенные Н. В. Серебряковой[23], свидетельствуют о наличии количественных и качественных особенностей лексики у детей со стертой дизартрией. Прежде всего, обращает на себя внимание ограниченность объема словаря, особенно предикативного, а также большое количество замен слов по семантическому признаку.
Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной дипломной работы.
Объектом нашего исследования является словарь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровень речевого развития.
Предмет исследования – особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.
Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у детей данной категории.
Гипотеза: исходя из того, что у дошкольников с ОНР нарушено состояние всех компонентов речевой функциональной системы, то можно предположить, что нарушения лексики носят особый специфический характер в отличие от детей с нормальным речевым развитием. В связи с этим логопедическая работа должна осуществляться с учетом этих особенностей.
Новости образования:
Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...
Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...
Классификация игр
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами). Творческие игры: cюжетно-ролевы ...