Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Педагогические практики » Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи » Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы (Гончарова В.А. Поварова И.А.). [10]

В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б Филичевой [15] подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей является значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.

Одно из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения (Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.) [35].

Бедность словаря проявляется в названии ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояния, качества и признак предмета. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Отмечается задержка формирования семантических полей (Волосовец Т.В.). [5]

Для детей с ОНР характерной является вариативность лексических замен, что свидетельствует большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с ОНР, в отличие от нормы, процесс поиска слова осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизировано. Вербальные парафазии обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структуры одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря дошкольников у детей с ОНР проявляются в искажениях звуковой структуры слова. Нарушения развития лексики проявляются и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В). [27]

Несформированность лексической системности и семантических полей, трудности актуализации лексики, неточность словаря у детей с ОНР препятствуют нормальному протеканию процесса обучения грамоте, усвоения грамматики в школе. В связи с этим необходимо целенаправленная работа по организации семантических полей, по формированию лексической системности у детей с ОНР ещё в дошкольном возрасте. (Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В.) [31]

Для определения степени сформированности и соответствия с возрастными нормами лексических средств языка используется специальный набор приёмов. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При своей простоте он позволяет выявить возможности ребенка соотнесенности предметного изображения с соответствующим ему словом. С помощью этого приема выявляется знание ребенка слов, имеющих конкретное значение.

Для самостоятельного называния подбираются картинки, содержащие предметы, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко, но в большинстве случаев известные детям. Кроме того, в наборе наглядного материала представлены изображения целого предмета и его частей, а также картинки, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью (Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В.). [31]

При обследовании логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, развития лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). [45]

У дошкольников с ОНР выявляются трудности при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов, в результате ограниченности словарного запаса, трудностях актуализации словаря, неумении выделении существенных семантических признаков в структуре значения слова, осуществлении сравнения значений слов на основе единого семантического признака.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Изучение содержательно-методической линии "Алгоритмизация и программирование" учащимися с ограниченными возможностями
Для детей с ОВЖ информатика является особенно важной и интересной дисциплиной, ввиду ее широкого прикладного характера. Основная цель базового изучения основ информатики в школе — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования инф ...

Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...

Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru