Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

Страница 1

В 1919 г. на Первой всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А. В Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем — «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач музеев тесно связано с учебно-воспитательной работой школы Особую остроту эта проблема приобрела в 1-й половине 30-х гг. в связи с задачами в области учебной, идеологической, пропагандистской работы на новом этапе социалистического строительства — индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

В партийных и правительственных постановлениях о перестройке учебного процесса в начальной, средней и высшей школе (1931 —1936 гг.) указывалось на необходимость усиления в обучении принципа историзма, повышения наглядности, введения краеведческого материала, широкого использования экскурсионного метода.

В статьях и выступлениях этих лет особенно подчеркивалась роль музеев в осуществлении принципа наглядности и конкретности преподавания. На совещании музейных работников (1936 г.) говорилось о колоссальном значении «живого показа» в обучении, который может дать именно музей.

Проблема связи музея и школы остается актуальной и сегодня.

В постановлении ЦК КПСС (1982 г.) «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» особенно подчеркивалось необходимость максимального использования всех музейных средств в целях идеологического, патриотического, эстетического воспитания трудящихся, особенно молодежи. Во главу угла при этом ставится пропаганда памятников материальной и духовной культуры.

Развитие музейного дела в период развитого социализма имеет свои особенности.

В связи с ростом материального благосостояния, образованности и информированности, увеличением бюджета свободного времени людей усилилось значение науки и культуры во всех сферах общественной жизни. Существенную роль в их распространении стали играть технические средства — кино, радио, телевидение, доступные многомиллионной аудитории.

В этих условиях эффективность деятельности научно-просветительных учреждений во многом зависела от наиболее полного использования специфических средств их образовательно-воспитательного воздействия.

Поэтому особенно важно изучение социальных функций учреждений культуры, в частности музеев, располагающих таким арсеналом средств образования и воспитания, как памятники и собрания огромного научного, познавательного, историко-культурного значения.

В деятельности музеев всего мира в последние десятилетия наметилась весьма ощутимая тенденция — активная работа с детьми школьного возраста. Весьма значительный опыт накоплен в этом плане музеями стран: Венгрия, Германия, Чехословакия, Румыния и многими музеями нашей страны. Особенно активны в работе со школьниками художественные музеи.

Уже в раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. У них наиболее ярко выражена потребность в наглядности. Знакомство с миром, его познание осуществляются главным образом путем накопления чувственных впечатлений от окружающих предметов. У ребенка радость познания и удовольствие от рассматривания — это, по существу, явления сходные и одновременные.

Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представления о мире.

Нередко дети выступают инициаторами посещения музея, «приводят» в музей своих родителей; «Пришли, потому что сын попросил», «Обещала давно его сюда привести. Сын знал о музее».

Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Это подтверждается интервью с родителями, посещающими вместе с детьми музеи г. Владимира. Что же ждут родители от музейного посещения? В чем видят специфику музея?

По мнению родителей, приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного города: «Посещение музея нужно для расширения кругозора, пробуждения интереса к истории»; «Музей много дает для знания истории города». Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств: «Хотим знакомить с историей края, Родины с детства». Родители осознают, что специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времен: «Дети должны знать, что было до них».

Как показывают приведенные высказывания, в целом для родителей, которые приводят в музей ребенка, характерна высокая степень осознания значения музея для воспитания детей. Даже в том случае, когда родители говорили, что зашли в музей случайно, они достаточно легко и точно формулировали ответ на вопрос о роли музея в воспитании ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Сущность упрямства и особенности его проявления
В «Большом толковом психологическом словаре» упрямство определяется как крайняя, неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем. [38, 546] Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльз ...

Синквейн в работе по развитию речи дошкольников
Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14 % из них практически здоровы, а 35 % страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился терми ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru