Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»

Страница 1

В 1919 г. на Первой всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А. В Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем — «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач музеев тесно связано с учебно-воспитательной работой школы Особую остроту эта проблема приобрела в 1-й половине 30-х гг. в связи с задачами в области учебной, идеологической, пропагандистской работы на новом этапе социалистического строительства — индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

В партийных и правительственных постановлениях о перестройке учебного процесса в начальной, средней и высшей школе (1931 —1936 гг.) указывалось на необходимость усиления в обучении принципа историзма, повышения наглядности, введения краеведческого материала, широкого использования экскурсионного метода.

В статьях и выступлениях этих лет особенно подчеркивалась роль музеев в осуществлении принципа наглядности и конкретности преподавания. На совещании музейных работников (1936 г.) говорилось о колоссальном значении «живого показа» в обучении, который может дать именно музей.

Проблема связи музея и школы остается актуальной и сегодня.

В постановлении ЦК КПСС (1982 г.) «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» особенно подчеркивалось необходимость максимального использования всех музейных средств в целях идеологического, патриотического, эстетического воспитания трудящихся, особенно молодежи. Во главу угла при этом ставится пропаганда памятников материальной и духовной культуры.

Развитие музейного дела в период развитого социализма имеет свои особенности.

В связи с ростом материального благосостояния, образованности и информированности, увеличением бюджета свободного времени людей усилилось значение науки и культуры во всех сферах общественной жизни. Существенную роль в их распространении стали играть технические средства — кино, радио, телевидение, доступные многомиллионной аудитории.

В этих условиях эффективность деятельности научно-просветительных учреждений во многом зависела от наиболее полного использования специфических средств их образовательно-воспитательного воздействия.

Поэтому особенно важно изучение социальных функций учреждений культуры, в частности музеев, располагающих таким арсеналом средств образования и воспитания, как памятники и собрания огромного научного, познавательного, историко-культурного значения.

В деятельности музеев всего мира в последние десятилетия наметилась весьма ощутимая тенденция — активная работа с детьми школьного возраста. Весьма значительный опыт накоплен в этом плане музеями стран: Венгрия, Германия, Чехословакия, Румыния и многими музеями нашей страны. Особенно активны в работе со школьниками художественные музеи.

Уже в раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. У них наиболее ярко выражена потребность в наглядности. Знакомство с миром, его познание осуществляются главным образом путем накопления чувственных впечатлений от окружающих предметов. У ребенка радость познания и удовольствие от рассматривания — это, по существу, явления сходные и одновременные.

Музей обогащает детей впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог бы встретить в окружающей его действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, углубляет его представления о мире.

Нередко дети выступают инициаторами посещения музея, «приводят» в музей своих родителей; «Пришли, потому что сын попросил», «Обещала давно его сюда привести. Сын знал о музее».

Приобщение детей к музею происходит как раз в том возрасте, когда наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Это подтверждается интервью с родителями, посещающими вместе с детьми музеи г. Владимира. Что же ждут родители от музейного посещения? В чем видят специфику музея?

По мнению родителей, приход в музей расширяет кругозор детей, их знания по истории края, родного города: «Посещение музея нужно для расширения кругозора, пробуждения интереса к истории»; «Музей много дает для знания истории города». Знание истории, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств: «Хотим знакомить с историей края, Родины с детства». Родители осознают, что специфика музейной информации обеспечивает особую роль музея в понимании детьми связи времен: «Дети должны знать, что было до них».

Как показывают приведенные высказывания, в целом для родителей, которые приводят в музей ребенка, характерна высокая степень осознания значения музея для воспитания детей. Даже в том случае, когда родители говорили, что зашли в музей случайно, они достаточно легко и точно формулировали ответ на вопрос о роли музея в воспитании ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Факторы влияния, основные стратегии, результаты информатизации российского образования
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессиона ...

Проблемы в сфере образования
Я выделила следующие наиболее важные проблемы, существующие в системе образования г.Н.Новгорода: 1.Высокая стоимость образовательных услуг. Услуги образования в Н.Новгороде (в 2010 году по сравнению с 2009) возросли на 7,6 проц., в том числе: дошкольного воспитания — на 25,8 %, среднего образования ...

Организация самостоятельной деятельности
Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т.п.) – до таких, как организация усло ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru