Что касается разлиновки в тетради, то хотелось бы отметить следующее. Обучение первоначальному письму должно осуществляться именно в узкой разлиновке. Переход на тетради в одну линейку результативнее всего осуществлять в первой четверти II класса. А вот косые линейки в тетради после изучения "прописи" можно исключить, предоставив обучающемуся самому контролировать своё "боковое" зрение, т.е. осуществлять ровное письмо без опорных косых линий. Опытные педагоги, получающие высокие результаты при формировании графического навыка, могут осуществить переход на тетради в одну линейку и в конце I класса. Однако следует помнить о том, что бале ранний переход ведёт к тому, что в тетрадях школьников может появиться преждевременное мелкое письмо, которое, как правило, приводит к графическим искажениям, так как правильно выписать мелкие элементы не предоставляется возможным. В таком случае уже на раннем этапе обучения в школе письмо теряет вид "удобочитаемости". Учитель должен обосновать обучающимся все требования, которые он предъявляет им при письме.
При обучении письму учителю важно опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей, замечать отклонения в моторике. Учитель должен видеть каждого ученика не в общих, а конкретных его действиях.
Формирование навыка письма требует соблюдения многих условий и овладение рядом приёмов. На первоначальном этапе школьнику сложно распределить внимание, удержать в сознании несколько задач одновременно. При письме буквы или слова ему трудно удержать в памяти все приёмы. Он ведёт прямую на себя и забывает о ёё наклоне, упускает, когда надо начинать поворот, также он забывает о правильном положении тетради, о положении ручки в руке, о посадке.
Этого недостатка избежать очень трудно. Вне навыка нельзя укрепить приёмы держания ручки, положения тетради, посадки при письме. На это ушло бы очень много времени, и в начале деятельности приёмы так или иначе были бы неотработанны, так как изолированная отработка этих приёмов не дала бы согласия. Нельзя устранить и значительное количество графических требований - наклон, величину, форму и т.д. Как показывает практика, эти трудности в распределении внимания продолжаются длительный период. И только благодаря постоянным упражнениям отдельные приёмы начинают осуществляться с определённой лёгкостью.
Отношение первоклассников к письму складывается главным образом под влиянием первых упражнений. При успешном решении первых письменных задач обучающийся справедливо гордится своими маленькими успехами как большими достижениями. Он начинает доверять своим силам, с желанием берётся за решение более сложных задач, преодолев которые, испытывает радость успешности. Следует отметить, что неудачи вызывают отрицательное отношение к деятельности. Если деятельность доступна, дети сосредоточены и проявляют усилия для достижения цели. Потерпев неудачу, они начинают отвлекаться и забрасывают начатое дело.
Каллиграфически правильное письмо содействует воспитанию навыков культурного труда. Небрежное и неразборчивое письмо ухудшает орфографию школьника; при небрежном письме обучающийся относится к выполнению работ невдумчиво, не замечает своих ошибок. Неудачное выполнение письменных упражнений в начале обучения часто переживается учеником как доказательство непосильности для него предлагаемых заданий.
Он начинает сомневаться в успешности своей деятельности. Считая полученные задания очень трудными, он принимается за их выполнение неохотно, иногда с жалобами, что он не умеет и не знает, что и как надо делать. Если же неудачи продолжаются длительное время, то школьник привыкает к недостаткам своего письма и начинает относиться к ним равнодушно. Поэтому очень важно с первых занятий обеспечить успешность выполнения письменных упражнений всеми обучающимися и на этой основе воспитать у них правильное отношение к этим упражнениям. Нужно создать педагогически, методически, психологически такую активную развивающую среду, которая, с одной стороны, будила бы дремлющие в ребёнке задатки, с другой - поощряла бы их первые проблески успешности. Это не значит отсутствие препятствий и трудностей на пути овладения графическими навыками. Напротив, их наличие ставит ребёнка всякий раз перед требованием развить, усовершенствовать, поднять на высшую ступень одну их своих функций.
Новости образования:
Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной
степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...
Эмпирическое исследование роли активных форм профориентационной работы в
профессиональном самоопределении учащихся старших классов
Педагогический эксперимент осуществлялся в соответствии с поставленными задачами в данной работе. Эмпирическое исследование по изучению роли активных форм профориентационной работы на профессиональное самоопределение старшеклассников проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждени ...
Необходимость воспитания экологической культуры
Экологическое воспитание и образование - самое эффективное средство улучшения экологической обстановки, поскольку в сравнении с другими направлениями природоохранных вложений дает наибольшую отдачу. Единая система всеобщего непрерывного экологического образования, которая охватывает все слои населе ...