Использование современных подходов к формированию графических навыков младших школьников

Педагогические практики » Использование современных подходов к формированию графических навыков младших школьников

В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом, что вполне оправдано более полуторавековой практикой начальной школы. Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:

1) расчленение звучащей речи на звуки - фонемы, мельчайшие структурные единицы,

2) дифференцировка их по основным признакам,

3) перекодирование в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные),

4) обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения и 5) соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Выполнение этих операций помогает ученику овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием (пока вне связи с рукодвигательным). Перед учащимся раскрываются закономерности русской графики: он представляет себе фонемный состав звучащего слова, соотносит его с соответствующими печатными буквами, графической формы слова в звуко-фонемную и осознаёт смысл произнесенного звукового комплекса (слова) в процессе его прочтения. [1]

Термин "письмо" в данном контексте употребляется в значении "графика" в широком толковании этого понятия, т.е. как система отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, каждая из которых имеет определенный рисунок, воспринимаемый зрительно. Это даёт основание считать, что в процессе обучения ребёнка чтению происходит усвоение им основ графики, письма как письменности родного языка. [17]

Однако психофизиологический механизм письма в отличие от чтения представлен не только слухо-артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом. Следовательно, "письмо" в значении процесса воспроизведения букв и их комплексов, т.е. слов на бумаге с помощью определённых движений рукой, представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Но выработка лишь рукодвигательного компонента вне связи с речевыми компонентами письма отнюдь не способствует формированию сложного речедвигательного действия, каким является графический навык. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму необходимы условия для органичного соединения слуховых, артикуляционных, зрительных, двигательных и рукодвигательных компонентов. Это позволит сформировать у обучающегося графический навык, который явится основой для развития письменной речи в дальнейшем по мере овладения закономерностями родного языка. Значит, в период обучения ребёнка письму учитель должен заботиться, прежде всего, о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия. Следует отметить, что "каллиграфия" в настоящее время утратила своё первоначальное значение эстетично-красивого письма с различными украшающими элементами, которые часто противоречили закономерностям техники воспроизведения букв и их соединений. В современной методической теории "каллиграфия" понимается, как умение писать чётким, удобочитаемым и устойчивым почерком, который по мере выработки скорости и связности письма приобретает индивидуальные черты. Но прежде чем вырабатывать каллиграфию, т.е. каллиграфический почерк, необходимо научить ребёнка воспроизводить буквы и их комплексы в строго определённой последовательности, которая определяется закономерностями формирования зрительно - двигательных образов письменных и графических знаков. [24]

Каллиграфия, вернее, каллиграфическое качество письма, начинает формироваться в структуре сложного речедвигательного действия с самого начала обучения ребёнка письму. Однако, это качество, как показатель сформированности графического навыка проявляется в письме ученика несколько позже. Ведь выработка каллиграфического индивидуального почерка требует специальных условий ускоренного и связного письма, реализация которых на первоначальном этапе овладения письмом чревата весьма негативными последствиями в виде различных графических ошибок и каллиграфических недочетов. В этой связи синонимическое понимание терминов "графический" и "каллиграфический" (навык), сохранившееся до настоящего времени в методике, неправомерно.

Лингвистическая графика - система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения с её помощью определённых движений руки. Следовательно, в период обучения грамоте первостепенной задачей является овладение закономерностями графики родного языка, включающее в себя и выработку элементарного навыка начертания букв правильной формы в строго заданной последовательности. И лишь по мере автоматизированности графического навыка станет возможной выработка каллиграфического индивидуального почерка. [21]

Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.

Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе - эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причин для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто "не видит", как и когда начинаются многие трудности, еще чаще - пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка. [3]

Для того чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы.

Это и обусловило выбор темы нашей дипломной работы.

Цель работы: разработка и опытно-экспериментальная проверка методики формирования графических навыков младших школьников на основе современных подходов.

Объект: образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет: пути формирования графических навыков младших школьников.

Гипотеза: процесс формирования каллиграфического письма будет более эффективным, если использовать современные подходы к формированию графических навыков.

Для реализации цели исследования необходимо решение следующих задач:

1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

2) выявить проблемы, возникающие у младших школьников при овладении техникой письма;

графический навык письмо школьник

3) определить место и роль современных подходов к формированию графических навыков;

4) разработать методику формирования графических навыков на основе использования современных подходов и экспериментально её проверить.

Для осуществления поставленных задач привлекались следующие методы исследования:

1) теоретический - анализ литературы в аспекте исследования;

2) педагогический;

3) экспериментальный - констатирующий и формирующий эксперименты.

Проблемы, связанные с трудностями в обучении письму младших школьников, достаточно актуальны на сегодняшний день.

Новости образования:

Типология диалогической речи
Диалогическую речь можно классифицировать, исходя из количества участников общения, его социально-коммуникативной характеристики, соотношения речевых мотивов собеседников, величины диалогического текста, объема и структуры единичного высказывания, и других характеристик. Исходя из количества участн ...

Методика организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В отечественной науке теоретические основы развивающего обучения были заложены классиком психологии Л. С. Выготским. Он сформулировал ряд принципиальных и важных положений: - о том, что обучение идет впереди и ведет за собой развитие, а не плетется за ним в хвосте; - о зонах актуального и зонах бли ...

Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Исследованием речи в онтогенезе занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и д. р. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и др. отмечают, что речь не является врожденной способностью, а развивается в ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru