Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР

Педагогические практики » Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи » Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР

Страница 3

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Дошкольники с ОНР не знают многих действий предметов, не знают оттенки цветов, плохо различают форму предметов. В словаре детей мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Методики по формированию словаря у дошкольников предлагали следующие ученые: Е.И. Тихеева[37], Е.А. Флерина[47], И.О, Соловьева[34], М.М. Конина[17], А.М. Леушина[26], В.И. Логинова[28], Е.М. Струнина[36] и другие.

Целью констатирующего исследования являлось выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.

Задачи исследования:

1. Анализ специальной педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Научно-теоретическое обоснование исследования и составление методики констатирующего эксперимента.

3.Организация и проведение констатирующего эксперимента.

4. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

5. Разработка методических рекомендаций по формированию лексической системы у детей с ОНР.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- организационные: сравнительный, комплексный;

- эмпирические: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), наблюдение, констатирующий эксперимент; метод диагностических заданий (тесты, беседы);

- интерпретационные: анализ полученных данных.

Констатирующее исследование проводилось в течение 2008-2010 года на базе детского сада № 15 дер. Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области и логопедического детского сада № 151 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга.

В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей 5,5 – 6 лет.

Обследование проводилось в индивидуальной форме и начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком. Также собирался анамнез, проводилась беседа с воспитателем и логопедом для составления на испытуемых психолого-педагогической характеристики.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 20 детей старшей группы с диагнозом ПМПК «общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, стертая псевдобульбарная дизартрия». В контрольную группу (КГ) вошло 20 детей старшей группы с нормальным речевым развитием.

Страницы: 1 2 3 

Новости образования:

Уровни сформированности культуры межнационального общения
Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низ ...

Эксперимент, характеристика испытуемых и методы исследования
Свое исследование мы проводили в средней школе № 2 города Салехарда во время прохождения преддипломной практики. Мы присутствовали и принимали участие в проведении обычных уроков, а также дополнительных занятий и факультативов в нескольких классах. В ходе работы мы наблюдали за учениками, отмечали ...

Выбор и обоснование методик развития мнемических способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru