Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества

Страница 2

Интернационализм в широком смысле слова предполагает международную солидарность, взаимопонимание, взаимное доверие, взаимопроникновение культур и ценностей людей различных наций и рас. Как личностное качество интернационализм выражается в позитивном отношении человека к этим культурам и ценностям, в стремлении к межнациональному согласию и действиям, направленным на достижение солидарности народов.

Полиэтнические сообщества институционального и неформального характера являются наиболее благоприятной средой для гражданского, патриотического и интернационального воспитания в их единстве. Являясь членом такого сообщества, каждый индивид имеет возможность сравнивать себя с представителями иных национальностей, полнее себя идентифицировать с родственным ему этносом и обогащаться духовно в общении с представителями других этносов. В таких сообществах развиваются не только чувства сопричастности со своим этносом, но и с мировым многонациональным сообществом, что и является выражением единства гражданственности, патриотизма и интернационализма.

Анализируя возможности народной педагогики, авторы одного из современных учебных пособий по этой дисциплине формулируют воспитательные возможности полиэтнических сообществ следующим образом: «Современная образовательная система, если она стремится к цивилизации, должна реализовать принцип – от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры» [65; 469]. И далее: «Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений» [65; 478].

В разделе 2 данной брошюры приведены данные, свидетельствующие о том, что большинство молодых людей проявляют интерес к культуре своего и других народов и выражают желание расширять свои знания об этих культурах. Удовлетворение этого интереса они находят в повседневном общении внутри полиэтнических сообществ и наблюдениях, в самостоятельном обращении к различным источникам печатной и электронной информации, отражающим обычаи и традиции различных народов.

Эксперимент, проводимый среди учащихся 11-х классов в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №3 г. Биробиджана, показал, что более одной трети из 84 старшеклассников связывают своё понимание патриотизма с собственной национальной принадлежностью, с уважением к истории, культуре и достижениям своего народа, нации. Такое понимание обусловлено целенаправленной работой педагогов школы по формированию национального сознания учащихся, уважения их к национальным традициям и родному языку. Об отсутствии у этих школьников националистической психологии, ибо у них не нашла поддержку провокационная позиция «преклонения перед западными странами», а выявлены суждения об уважительном отношении к их народам [45]. В образовательных институтах с полиэтническими сообществами такие отношения могут быть полнее и интенсивнее реализованы путём специальной педагогической организации изучения культур разных народов, межнационального общения и различных видов деятельности субъектов таких сообществ.

Успех в деле патриотического воспитания школьников во многом зависит от подготовленности к целенаправленному осуществлению этой деятельности и патриотизма педагогов. Показательным в этом отношении является опыт Уральского государственного педагогического университета, описанный его ректором Б.М. Игошевым [34]. Автор представляет систему патриотического воспитания студентов, включающую в себя соответствующую деятельность вуза на уровнях академических групп, кафедр, факультетов, университета в целом и межвузовского взаимодействия. В деятельность по патриотическому воспитанию студентов включены сами студенты и их самодеятельные организации, преподаватели всех учебных дисциплин и ветераны труда, участники боевых действий, вузовские музеи и окружающая социальная и природная среда. Существенное значение для патриотического воспитания студентов имеют торжественные ритуалы и традиции. Разработанная и реализуемая в вузе структурно-функциональная модель патриотического воспитания студентов позволяет не только качественно, но и количественно оценивать её эффективность, и автор предлагает соответствующие критерии и методику оценивания.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...

Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...

Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru