Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества

Страница 1

молодёжный полиэтнический патриотизм веротерпимость

Названные три вида воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В то же время, каждое из них отлично от двух других по своей сущности. Гражданское воспитание преследует цель формирования у воспитанников гражданственности, патриотическое – патриотизма, интернациональное – интернационализма.

Гражданственность в толковых словарях и современными исследователями рассматривается как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [72; 99]. К основным составляющим гражданственности Э.А.Аксёнова относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы, ответственности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, в способности выполнять свои обязанности, гармоническом сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств [2]. Гражданин своего государства и общества тогда гражданин, когда он обладает готовностью и способностью к позитивному изменению социальной среды, к своей полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах для их и собственного развития [44].

В полиэтнической среде есть наибольшие возможности почувствовать себя гражданином многонационального государства, научиться быть ему полезным путём активного участия в созидании межнационального согласия. Подготовка молодёжи к жизни в условиях культурного многообразия в научных публикациях обычно рассматривается в контексте с её гражданским воспитанием, является одной из важнейших задач современности, решение которой связано с предупреждением антиобщественных проявлений ксенофобии, шовинизма и расизма. Нравственная составляющая гражданственности базируется на общечеловеческих ценностях, а правовая является предпосылкой самого существования правового государства, «для которого характерна высокая степень востребованность гражданских качеств человека» [2].

Патриотизм (от греч. рatris – отечество, родина) всегда рассматривается в контексте отношения личности к своему отечеству, своему народу, своей культурной среде, к месту своего рождения, месту жительства [12; 885], [67;185]. Это, прежде всего, чувственная характеристика личности, связанная с переживаниями своей привязанности к родине и своему народу, соотечественникам. В известной мере это природное чувство, способность к которому зарождается вместе с человеком, но оно развивается прижизненно в процессе общения с природным и социальным окружением. Когда эти связи нарушаются, то людей нередко посещает чувство под названием ностальгия – «тоска по родине, тоска по чему-либо утраченному, ушедшему» [12; 819].

Патриотизм во все времена на Руси выступал важным фактором сплочения многонационального народа на основе единства национальной идентичности каждого россиянина и его уважительного отношения к соотечественникам иных национальностей. Особенно ярко это проявлялось в условиях преодоления трудностей и опасностей для Отечества. В такие времена патриотизм наиболее отчётливо сочетался с интернационализмом. Без этого сочетания есть опасность перерастания патриотизма в национализм, национальный шовинизм.

В современной истории России с начала 90-х гг. ХХ в. вновь возникла угроза национальной безопасности по причине распада СССР и утраты былых ценностных ориентиров. Поэтому не случайно на государственном уровне вновь актуализирована патриотическая идея, нашедшая своё отражение сначала в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», потом в аналогичной программе на последующую пятилетку [81]. В рамках этих программ разработана и получила распространение в качестве ориентировочной основы для всех социальных институтов «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (приложение 3). Концепция целостно отражает всю систему патриотического воспитания граждан, включая и воспитание межнационального согласия.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...

Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь ( нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru