Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика

Страница 1

Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развивается, но это мало продуктивное утверждение. В нашем процессе есть компьютер - активные элемент среды обучения, особенно при работе в системах программирования. Возможна ли целенаправленная деятельность на развитие интеллекта с учетом тех результатов, которые получены в смежных науках, и потенциала самого предмета?

Проблема не возникла сегодня, а является закономерным итогом процесса развития образовательной информатики. Характеризуя её нынешнее состояние, академик РАО А.А. Кузнецов утверждает: « .Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и деятельности человека. Роль изучения информатики в формировании такого мировоззрения трудно переоценить. Именно поэтому формирование научной картины мира и становится сейчас приоритетной задачей в системе задач изучения информатики в школе. Не замечать эту тенденцию или сводить мировоззренческие аспекты изучения информатики к роли информационных технологий в развитии общества (как это пытаются делать некоторые авторы) уже нельзя» [19].

Итак, требуется формировать новый способ мышления, соответственно развивать мышление (интеллект в действии), и осмысление этого положения, на наш взгляд, первоочередная задача педагогической науки и практики. Дальнейшее развитие целей образования школьников в области информатики будет происходить, с учетом всех предыдущих достижений (и в этом заключается диалектика процесса), в направлении целенаправленного развития интеллекта школьника. Не отвергать предыдущие достижения (алгоритмическую культуру, математическое моделирование, информационные технологии и т.д.), а отрицать, использовать их в новом качестве на новом витке развития.

Понятие «интеллект» как одну из предельных абстракций трудно определить. Оно имеет длительный процесс эволюции, начиная с Платона. Против рассмотрения интеллекта как некой «фиксированной величины», которую можно измерить в лабораторных условиях, возражал один из выдающихся психологов XX столетия Л.С. Выготский. Он считал, что наилучшим показателем интеллекта является то, как люди осваивают новое, а не уровень знаний, которые они накопили к определенному моменту времени. Современная точка зрения сводится к тому, что интеллект не является некой единой унитарной конструкцией. Считается, что интеллект есть некая суперпозиция всех его многообразных форм: сенсомоторных, образных, вербальных, знаково-символических, дискурсивных и пр. С интеллектом связаны способности формировать понятия, рассуждать, решать задачи (в том числе и творческие), запоминать и воспринимать (высшие формы познания человеком действительности). Однако определять нечто, через его свойства, конечно, допустимо, но в соответствии с современной трактовкой понятия когнитивными психологами, считаем, что интеллект есть некая психическая реальность и обладает как нечто целое определенными связями, структурой, которые не определяются отдельными свойствами.

Познавательная активность есть качество личности, выражающееся в степени ее субъектности по управлению собственным процессом познания. Объектом управления всегда является сама учебно-познавательная деятельность. Позиция учителя и ученика всегда субъектна, т.е. активна, но в различной степени. Задача учителя — развитие познавательной активности подростка до уровня, когда учащийся становится основным субъектом управления учебно-познавательным процессом, а функция учителя заключается в создании необходимых для этого условий.

Именно сознательность учения и способность к сознательному управлению своей учебно-познавательной деятельностью является особенностью познавательной активности учащихся 8-9 классов при выполнении заданий и реализации проектов. Степень субъектности ученика, его позиция в управлении своей учебно-познавательной деятельностью проявляется в том, насколько ученик участвует в мотивировании своей деятельности, в ее планировании, организации, анализе, контроле и оценке. Именно степень субъектности определяет уровень познавательной активности старших подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Замысел эксперимента. Программа эксперимента
Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами. Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на ра­боту с уча ...

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...

Выявление начального уровня развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Данная глава посвящена описанию хода и анализу результатов опытно-поисковой работы. Основная цель нашего исследования – апробация диагностики на нескольких детях среднего дошкольного возраста для выявления у них уровня сформированности творческих способностей, чтобы, в дальнейшем, данная батарея те ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru