Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 3

Перейдем же к мнемическим способностям учащихся. В большой мере успешное усвоение знаний, закрепление их в памяти учащихся обеспечивается разнообразием приемов организации учебной работы, содействующих развитию положительного отношения к тому или иному виду или предмету учебных занятий. Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и, прочно запоминают они интересный материал. Интерес выражает стремление человека познать какой-либо предмет или явление. Переживание интереса к предмету всегда связано с ожиданием чего-то нового в процессе познания этого предмета.

Интерес и все то, что вызывает и поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и т. д. являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей. Этим и объясняется положительная роль интереса в учебной работе школьников и в частности его весьма важное значение в запоминании учебного материала. Хорошо известно, что выполнение любой деятельности, особенно сложной и трудной, требует сосредоточенного внимания во время работы. Известно, что школьник лучше запоминает, когда он внимательно прочитывает и заучивает материал.

В соответствии, с учебными задачами ученики должны усваивать не только интересный или легкий материал и не только тогда, когда он запоминается непреднамеренно, без специально направленного на него внимания и усилий со стороны ученика. Учащиеся должны запоминать и такой материал, запоминание которого требует от них известной активности, напряжения, волевых усилий. Иначе говоря, при усвоении знаний необходимо преднамеренное, или произвольное, запоминание и воспроизведение.

В отличие от непроизвольного произвольное запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче что-то запомнить. Особой формой произвольного запоминания является заучивание.

Умение запоминать произвольно, преднамеренно, формируется у детей не сразу.

В дальнейшем, на протяжении всех лет учения в школе, развитие памяти школьника идет в направлении развития именно преднамеренного или произвольного запоминания.

Как показывают жизненные наблюдения и экспериментально полученные факты, произвольное запоминание обычно значительно продуктивнее непроизвольного. О том, насколько непродуктивным оказывается непроизвольное запоминание у школьников, можно судить по тому, как некоторые неорганизованные или ленивые ученики, пассивно или невнимательно слушая объяснение на уроке, не ставя перед собой цель запомнить воспринимаемое, затрудняются воспроизвести многое из того, что они слышали на уроке. Для лучшего усвоения знаний учащимися совершенно необходимо поэтому, чтобы у них было стремление запомнить то, что им сообщается учителем, и чтобы запоминание было подчинено этой задаче.

Постановка задачи запомнить материал должна быть дифференцированной в зависимости от характера самого материала и учебных задач, которые ставятся перед школьником. В одних случаях ученик должен запомнить материал возможно точнее, даже совсем точно, как в учебнике. В другом случае - запомнить его так, чтобы рассказать своими словами. В иных случаях ему необходимо строго запомнить последовательность материала и т. д. Для прочного закрепления знаний существенное значение имеет установка на прочное, длительное запоминание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов
Обучение письму и систематическая работа по формированию каллиграфического почерка учащихся - одна из главных задач начальной школы. С целью выработки каллиграфического письма у учащихся начальной школы нами были разработаны методические приёмы формирования графических навыков: 1) использование для ...

Попытки доказательства V постулата Евклида
параллельный геометрия учащийся треугольник Первые 28 предложений «Начал» не опираются на V постулат, возможно Евклид старался отодвинуть применение этого постулата до тех пор, пока использование его не станет настоятельно необходимым. Попытки доказать пятый постулат продолжались с тех пор в течени ...

Дети говорят друг с другом
Психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т.е. направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться - добиться внимания, участия матери, отца, няни и для этого начинает очен ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru