Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 8

Как показали психологические исследования, различные учебные задачи по разному стимулируют школьников к использованию наглядных образов как опоры запоминания. В условиях обычной задачи - запомнить материал - школьники недостаточно используют образы. Подготовка к устному ответу на уроке также мало стимулирует учеников к использованию образов в процессе запоминания словесного материала. И, наоборот, задача письменного изложения знаний по литературе или задание составить план заучиваемого материала по географии, истории при подготовке домашнего задания побуждает школьника к активному использованию образов или наглядных представлений.

Запоминание наглядного материала будет полнее, содержательнее, если восприятие такого материала сочетается с словесным описанием, с объяснением. Так, например, во время экскурсии в природу или на производство школьники наглядно воспринимают сами предметы в естественной обстановке. Организуя восприятие этих предметов, учитель дает пояснения, подчеркивает отдельные детали и тем самым содействует более полному их восприятию и лучшему запоминанию.

При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала.

Знания, усваиваемые детьми в школе, оказываются формальными, мертвыми знаниями, если они не соотносятся с реальной действительностью, с реальными предметами и их образами. Правильно используя наглядность в обучении, учитель содействует осмысленному запоминанию знаний школьниками.

Чтобы знания учащихся прочно сохранялись в их памяти, весьма важно, но недостаточно только понять материал. Все, что хорошо понято, должно быть закреплено путем повторения. Но повторение лишь тогда отвечает цели прочного запоминания, когда оно осуществляется осознанно, активно.

Активное повторение при запоминании содействует развитию самоконтроля, который необходимо всемерно воспитывать у школьников.

Младшие школьники еще не умеют контролировать себя в процессе запоминания. Они считают выполненным задание запомнить материал, если прочитают его или прочитают и расскажут какое-то число раз, «как учительница говорила». Более старшие ученики, запоминая, часто проверяют себя лишь на основе узнавания, а не воспроизведения материала. Прочитав заданное несколько раз, они ориентируются в материале. Прочитанное становится им знакомым, что и служит для них основанием прекратить работу, считать урок подготовленным. Контролируя себя таким образом, школьники бывают уверены в том, что они уже хорошо знают заданное. В действительном же результате такого запоминания они убеждаются лишь при опросе их на уроке, когда им впервые приходится воспроизводить материал. Получая неудовлетворительную оценку и упрек учителя за невыученный урок, они иногда с недоумением и обидой заявляют: «Я учил урок, читал несколько раз!» Опыт показывает, что узнать всегда легче, чем воспроизвести. Вот почему необходимо учить школьников тому, чтобы они проверяли себя в процессе запоминания путем воспроизведения материала.

Как целесообразнее организовать повторение при запоминании?

Остановимся на некоторых важных путях повторения в процессе запоминания.

Полезно начинать повторение с припоминания. При неудачной попытке припомнить то, что воспринималось на уроке или при однократном чтении в учебнике, ученик активнее будет читать в учебнике то, что он ire мог припомнить. Припоминание есть труд, и иногда нелегкий, но к нему надо приучать школьника, говорил К. Д. Ушинский. Обычно учителя добиваются хороших результатов, когда они побуждают учеников припоминать при ответах на уроках.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Уроки-семинары по русскому языку в старших классах
Необходимость выбора иной формы организации уроков диктуется и тем, что старшеклассники – это потенциальные студенты, поэтому вполне закономерно уделять особое внимание таким формам работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и т.д., ведь именно в этих формах будут проходить заня ...

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Педагогические идеи Роберта Оуэна в его работе «новый взгляд на общество или опыты об образовании человеческого характера»
«Утописты, мечтающие о быстрой реформе рода человеческого, не знают истории человеческой души, но эти самые утописты необходимы: только их пламенным рвением движется этот медлительный процесс, и новая идея, хотя медленно и трудно, но все же входит в характер человека и человечества. Без этих утопис ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru