Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 5

Психологами установлено, что при известных условиях непроизвольное запоминание может оказываться даже более продуктивным, чем произвольное. Так, непроизвольное запоминание может быть весьма продуктивным в условиях активного выполнения деятельности, в которую это запоминание включено.

Однако непроизвольное запоминание не оказывалось столь эффективным в тех случаях, когда выполняемая деятельность не требовала глубокого проникновения в содержание материала и высокой степени интеллектуальной активности запоминающего.

Таким образом, при правильной организации процесса запоминания непроизвольное запоминание может быть достаточно эффективным. С точки зрения описанной выше организации запоминания заслуживает положительной оценки такой, например, опыт учителей, когда в целях лучшего запоминания слов иностранного языка или правописания тех или иных слов родного языка учителя предлагают учащимся не просто запомнить этот материал, а включают его в решение учениками какой-либо интеллектуальной задачи, требующей активного использования этих слов: составление рассказа с включением в него данных слов, придумывание предложений с этими словами.

Развитие памяти ученика идет не только в направлении роста произвольности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но и в направлении развития осмысленности памяти.

В психологии различают два пути запоминания:

осмысленное и механическое.

Осмысленное запоминание основано на понимании того, что заучивается. Основой механического запоминания является только многократное повторение того же материала без достаточного его понимания.

В процессе усвоения знаний школьниками учитель должен добиваться осмысленного запоминания учебного материала. При правильной организации запоминания ученик старается прежде хорошо понять содержание изучаемого материала (правило, определение, стихотворение и т. д.) и лишь после этого переходит к буквальному его запоминанию.

Механическое запоминание не является, как думают некоторые, особенностью детей того или иного возраста, хотя оно и наблюдается в более раннем возрасте (дошкольном и младшем школьном) чаще, чем в старшем. Объясняется это в основном тем, что более младшие по возрасту дети часто не владеют еще приемами осмысленного запоминания, которым они должны научиться у взрослых.

Механический путь запоминания, без ясного понимания заучиваемого, обычно называют «зубрежкой». На путь такого запоминания чаще становятся ученики интеллектуально менее активные, которые не привыкли стремиться к пониманию учебного материала, иногда и легко достигаемому, не привыкли к интеллектуальным усилиям. Учеников, привыкших запоминать преимущественно механическим путем, мы можем встретить как в младших, так и в старших классах. Привычка к такому способу запоминания складывается уже в младших классах, но обнаруживается она иногда значительно позже, когда ученик оказывается не в силах усваивать таким путем обширный материал различных учебных предметов. Он постепенно начинает отставать в учении, теряет интерес к нему, жалуется на плохую память, утрачивает положительное отношение к учебным занятиям. Привычка запоминать все всегда только механически становится непосредственной причиной неуспеваемости таких учеников. Изжить указанный недостаток в учебной работе школьника вполне возможно, но это требует немало времени, больших усилий со стороны ученика, систематической помощи и контроля учителя. Поэтому важно вовремя, уже в первые годы учения, предупреждать возможность появления такой привычки у школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Чертёж столика
Общий чертёж столика Чертёж ножки столика Чертёж столешницы столика Эргономическое обоснование изготовления столика Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы. Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осм ...

Требования к заданиям для младшего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
Содержательная линия "Моделирование и формализация" - это одна из перспективных, динамично развивающихся и важнейших содержательно-методических линий курса информатики, формирующая системно-информационную картину мира в сознании учащихся, так как именно она позволяет осознанно выделять в ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru