Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 6

Осмысленное запоминание, как было сказано, основано на понимании смысла заучиваемого. При таком запоминании вновь образующиеся временные связи включаются в систему ранее образованных связей у человека. Преимущество такого запоминания подчеркивал еще Я.А. Коменский, который говорил, что ничего нельзя зaставлять зaучивaть, кроме того, что хорошо понятно Хорошие учителя добиваются глубокого и отчетливого понимания учащимися преподносимого им на уроке материала.

Осмысленное запоминание, основанное на понимании, значительно продуктивнее, чем запоминание без достаточного понимания. Преимущество осмысленного запоминания показывает наблюдение за работой школьников.

Понимание материала может быть достигнуто при первом ознакомлении с ним. Но школьники должны знать, что для запоминания недостаточно такого понимания, а необходимо более глубокое, полное и отчетливое понимание материала. Ученики должны знать также, что достижению такого понимания содействуют специальные приемы осмысленного запоминания.

Рассмотрим некоторые из этих приемов. Одним из важных приемов, содействующих осмысленному запоминанию, является смысловая группировка или разбивка, членение материала на части с выделением главного, существенного в каждой части и во всем заучиваемом материале в целом. Это, иначе говоря, есть составление плана при запоминании.

Членение материала на части по смысловому содержанию, или составление плана, вызывает немало затруднений у младших школьников. Разбивка материала у них часто бывает дробной, по отдельным предложениям, так как они не умеют еще отделить главное от второстепенного, выделить существенное в каждой части и выразить это в обобщенной форме. Вследствие этого младшие школьники довольно редко прибегают к смысловой группировке материала.

Школьники V-VII классов легче справляются с задачей смысловой группировки, будучи подготовленными к этому обучением в младших классах и в связи с развитием у них обобщающего мышления и речи. Но и в этом возрасте ученики не всегда используют членение материала на части в процессе самостоятельной работы, не всегда пользуются этим приемом запоминания. Они чаще прибегают к нему, когда им приходится запоминать трудный или обширный материал.

Понятно, что для старших школьников членение материала на части уже не представляет трудности и они пользуются им как приемом запоминания. Вся работа в этом направлении у старших школьников заключается главным образом в усовершенствовании данного приема осмысленного запоминания.

Одним из основных приемов, содействующих осмысленности запоминания, является осмысленное связывание нового материала с ранее усвоенным. Ученик лучше осмыслит и запомнит содержание литературного произведения на историческую тему, если он свяжет описываемые в этом произведении события с тем, что уже известно ему о них из курса истории. Такое связывание нового материала с имеющимися знаниями содействует оживлению и закреплению временных связей, лежащих в основе усвоенного ранее. Оно содействует образованию и упрочению новых нервных связей при приобретении новых знаний.

Важную роль в запоминании нового материала играет сопоставление содержания отдельных частей или вопросов внутри запоминаемого материала.

При таком сопоставлении частей запоминаемого материала и связывании нового с имеющимися знаниями и представлениями достигается более глубокое и отчетливое понимание материала, а это, как известно, делает запоминание более продуктивным и прочным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Длительные контрольные письменные работы
Длительные контрольные работы по химии проводятся в течении целого урока, т.е. 45 минут. Нужно проводить длительные контрольные работы как минимум по следующим темам: Первоначальные химические понятия. Кислород, оксиды, горение. Водород, кислоты, соли. Вода, основания. 5. Важнейшие классы неорганич ...

Принципы организации внеурочной работы по учебным предметам
В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам: ¾ взаимосвязь внеурочных и урочных занятий; ¾ демократизация жизнедеятельности учащихся; ¾ гуманизация отношений между участниками педагогического проце ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru