Программа, техника тренировки мнемических способностей в учебной деятельности

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Программа, техника тренировки мнемических способностей в учебной деятельности

Страница 2

Если человек поставил себе задачу запомнить информацию с большой точностью, он, как правило, вчитывается в каждое слово, в каждую подробность, - и напрягается! Запоминание превращается в тяжелую работу, вызывающую быстрое утомление и отрицательные эмоции. Прием же образного группирования позволяет работать легко, без напряжения, с удовольствием, превращая работу в своего рода игру. А чем меньше напряжение в работе, тем продуктивнее запоминание. Через несколько дней тренировок вы убедитесь, что запоминаете значительно лучше, сил тратите намного меньше и даже получаете удовольствие от работы.

Запоминание текстов

Если вы посвятили тренировкам хотя бы несколько дней, то уже смогли убедиться в том, что запоминать большее количество информации в виде сообщений совсем не сложно. При этом вы не пользовались никакими чудодейственными средствами - только тем, чем наградила природа. Мы же помогли только с технологией запоминания.

Теперь, яснее представляя работу механизма памяти, вы понимаете, что человеческий мозг более приспособлен запоминать не отдельные элементы информации, а структуры элементов информации - то есть ЕИ. Они, в свою очередь, тоже не существуют сами по себе, не висят в воздухе: они привязываются к какому-либо фундаменту, какой-либо матрице или ассоциативному ряду. Тогда память, имея твердую опору, легко справляется с порученной работой.

Запоминание крупных текстов несколько сложнее и происходит чуть-чуть иначе. Пользоваться уже изученными опорами для запоминания крупных текстов неудобно по многим причинам. Во-первых, приходится запоминать много текстов, на всех не хватит никакого количества матриц. Во-вторых, крупный текст имеет длинную логическую цепочку, которая при матричном запоминании может ускользнуть от внимания. В-третьих, для глубокого знания текста необходимо уметь видеть содержание текста целиком, чтобы иметь возможность активизировать мышление.

Таким образом, запоминание текстов требует выработки особых навыков. На образном уровне есть два основных приема запоминания текстов: запоминание по сюжету и группирование 2-го уровня. Запоминание по сюжету более всего подходит младшим школьникам, однако в виде отдельных элементов этот прием применяется и старшими школьниками и взрослыми.

Условно разделим все многообразие текстов на две группы: конкретные тексты и абстрактные. Под конкретными будем понимать такие тексты, при чтении которых мы можем задействовать значительную часть комплекса своих ощущений. Это значит, что в таких текстах все или почти все можно воспринимать с помощью органов чувств - видеть, слышать, осязать и проч. А под абстрактными будем понимать тексты, в которых речь идет о вещах, которые трудно или невозможно увидеть, услышать, потрогать руками .

Запоминание по сюжету рассчитано, главным образом, на конкретные тексты. Чтобы разобраться в этом приеме, сначала пробегите глазами текст (приложение 2), а потом внимательно прочтите комментарий, одновременно просматривая текст.

Важную роль в аппарате памяти играет речь. Важно уметь легко, свободно излагать свои мысли, озвучивать проходящие на внутреннем экране образы. Если вы вполне уверены, что ваш уровень развития речи позволит легко описать зрительные образы, то достаточно раз-другой просканировать сюжет-маршрут. В ином случае после сканирования следует приступить к пересказу.

Пересказ - это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят мощные процессы обработки информации. А во время повторного чтения активность мозга очень мала. Школьные учителя хорошо знают: среди учеников, у которых выработалась привычка пересказывать выученный материал, не бывает троечников. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Давным-давно в одном из московских университетов провели эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же отрывок лекции. В первой группе «для надежности» прочли его четыре раза. Во второй - три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей - два чтения и два пересказа, в четвертой - один раз прочли и три раза пересказали. Разница в усвоении материала оказалась столь разительной, что вывод был сделан однозначный: повторное (и многократное) чтение учебного материала - пустая трата времени.

Тренируясь в запоминании текстов по сюжету, особое внимание обратите на умение увидеть весь сюжет целиком - то есть на умение очень быстро, почти мгновенно просканировать его. При этом не обязательно видеть все мелкие детали. Но нужно уметь и «притормозить», разворачивая любую ей в яркую «говорящую (многочисленными ощущениями) картину».

Вначале подбирайте для тренировок небольшие по объему, конкретные тексты. Далее мы покажем вам, как работать с абстрактными текстами.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Анализ результатов формирования экологического сознания детей на трех этапах
Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов. Был проведен эксперимент в старшей группе детского сада «Золотой ключик» города Духовщина, количество детей – 20 человек. Воспитатели: Михалькова Н ...

Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
В поурочной учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по баскетболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных баскетболистов. Далее будет рассматриваться распределение учебных часов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по плану пред ...

Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru