Овладение иноязычной диалогической речью представляет некоторые трудности для школьников.
Первая причина этого вызвана тем, что диалогическая речь объединяет два вида разговорной деятельности – аудирование и говорение. В связи с этим второй партнер должен понять реплику первого партнера и быстро и адекватно отреагировать на нее, то есть откликнуться реактивной репликой. Трудность состоит в том, что необходимость воспринять и правильно понять первого партнера, с одной стороны, и подготовить свои ответы – с другой, служат причиной раздвоения внимания и, как результат, несостоятельности вести диалог в нормальном темпе при условии недостаточного владения речевыми средствами [10, с. 156].
Еще одно препятствие на пути учеников к овладению диалогом является и его непредсказуемость. Диалог невозможно спланировать заранее, ведь разговорное поведение каждого из участников общения в значительной мере определяется разговорным поведением другого (или других) партнеров. Каждому из них необходимо следить за течением мыслей собеседника, иногда неожиданным, что приводит к изменению предмета общения [10, с. 156].
К концу 5 – началу 6 класса учащиеся осваивают лексико-грамматический материал, достаточный для ведения диалога по довольно широкой тематике. Овладев основными коммуникативно-структурными типами высказываний, учащиеся должны уметь [32]:
1) общаться, придерживаясь основных норм, принятых в странах, язык которых изучается;
2) ответить на вопросы о личной жизни (вопросы звучат четко и немного в замедленном темпе);
3) делать предложения, используя реплики побудительного характера;
4) реагировать на предложения, утверждения и тому подобное;
5) запросить и дать информацию о явлениях, событиях, фактах;
6) аргументировать свой выбор, точку зрения;
7)во время общения продемонстрировать владение речевыми навыками и речевым материалом, приобретенными в течение предыдущих годов.
Высказывания каждого ученика должны быть не менее 7 реплик, правильно оформленных в речевом отношении [23].
К концу 7 – началу 8 класса языковой материал, которым владеют учащиеся, позволяет им выразить более сложные идеи, эмоции. В диалогических высказываниях учеников находят отражение причинно-следственные связи объективной действительности, условно-временные отношения и тому подобное [18, с. 71].
В пределах усвоенного материала, наряду с умениями, приобретенными за предыдущие года, учащиеся 7-8 классов должны уметь реализовать такие коммуникативные задачи:
1) общаться, придерживаясь основных норм, принятых в странах, язык которых изучается;
2) брать участие в диалоге, обмениваясь информацией на основе прочитанного, услышанного, увиденного, выражая при этом свое мнение.
Общение строиться на языковом и речевом материале, приобретенном в течение предыдущих годов изучения языка, и отвечает целям, задачам, условиям общения и коммуникативному портрету партнера по коммуникации в пределах программной тематики. Высказывания каждого ученика должны быть не менее 9 реплик, правильно оформленных в речевом отношении [23].
Несмотря на то, что у учащихся 10-12 лет (5-6 классы) нет достаточного жизненного опыта, который они могли бы свободно актуализировать, и их устноязычное общение носит ограниченный характер, в целом психологическую характеристику данного школьного возраста следует признать вполне удовлетворительной для спонтанного диалогизирования. Школьники-подростки легко вступают в диалогический контакт, в том числе и на иностранном языке. Учащиеся этого возраста с готовностью отвечают на вопросы собеседника, но инициативу в ведении диалога в учебных условиях обычно не проявляют [18, с 72].
Новости образования:
Психолого-педагогические особенности взаимодействия
с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает отношение к объектам растительного и жив ...
Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление
Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вече ...
Особенности подросткового возраста
Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же вре ...