Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников

Страница 1

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 города г. Пенза в период с сентября по март 2013 года, целью которого являлось выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, его оценивают одноклассники и сравнение этих двух оценок, а также выявление уровня сформированности межличностных отношений.

На первом этапе исследования была использована методика В.Г. Щур «Лесенка». В методике используется десять ступеней, где 1-4 ступени – отвергнутые. Этих ребят отличает склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, неуверенность. Это критический уровень самооценки. 5-7 ступени – это среднестатусные ученики, они активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора, обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелегкую задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на свое будущее становятся все более обоснованными и категоричными. Это допустимый уровень самооценки. 8-10 ступени – это «социометрические звезды». Отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это, как правило, оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Это оптимальный уровень самооценки.

Второй этап анализа заключался в выявлении и сопоставлении результатов самооценки и оценки другими. Сначала предлагалось каждому ребенку себя поставить на ступеньку лесенки, а затем своих одноклассников. В результате мы получили следующие показатели:

Самооценка и оценка другими совпала у семи учащихся, близко (разница 1-2 ступени) у десяти, не совпала самооценка и оценка другими у трех учеников.

Результаты представлены в таблице ниже:

Таблица 1. – Результаты изучения уровня самооценки младших школьников по методике В.Г. Щур «Лесенка»

Уровень самооценки

Количество человек

%

оптимальный

7 человек

35%

допустимый

10 человек

50%

критический

3 человека

15%

Показатели уровня самооценки младших школьников на представлены на рисунке:

Рис. 2.2. – Показатели уровня самооценки младших школьников

После изучения уровней самооценки младших школьников было выявлено, что преобладает средний уровень, который характеризуется совпадением мнения ученика о себе с мнениями одноклассников.

На третьем этапе были определены уровни и показатели, представленные в таблице:

Уровни

Показатели

оптимальный

- ученик проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения;

- следит за результатами общения, старается соблюдать общепринятые правила речевого взаимодействия, способен управлять своим эмоциональным состоянием;

- требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.

допустимый

- ученик стремится к общению, но на пути к успешному общению ему препятствует неспособность ориентироваться в ситуации общения, мало использует невербальные средства общения;

- не всегда следит за результатами общения и правильно оценивает замечания одноклассников, не всегда умеет управлять своим эмоциональным состоянием;

- не всегда требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.

критический

- ученик слабо проявляет интерес к общению, отсутствует стремление к успеху;

- отсутствует способность свободно общаться с окружающими, полностью теряется в ситуации конфликта, не управляет своим эмоциональным состоянием;

- не умеет осознавать свое поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, ...

Замысел эксперимента. Программа эксперимента
Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами. Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на ра­боту с уча ...

Методика работы с листами рабочей тетради на занятии
Лекция рассчитана на двенадцать академических часов. Не более одной пары в один учебный день. В первый день ученикам читается лекция. После прочтения лекции раздаётся первый лист учебной тетради, где ученикам предлагается заполнить пробелы. Это либо какое-то пропущенное понятие, но само определение ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru