Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки

Педагогические практики » Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций » Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки

Страница 1

Ценностно-ориентированные воспитывающие ситуации для установления адекватной самооценки можно планировать и использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и математики, а также во внеурочной деятельности. Средствами таких ситуаций могут выступать:

· ценностно-ориентированные тексты, содержание которых может быть использовано для развития у школьников нравственных и эстетических чувств.

Приведем пример текста, который был использован на уроке окружающего мира при изучении темы «Эмоции и чувства».

«Какое печальное лицо! Губы растянула, улыбнулась, зубы показала. Тронула нос. Вскинула брови, одну, другую — по очереди. Уши не у всех такие маленькие бывают. Некоторые ими двигают. Попробовала. С трудом получается, не стоит трудиться .

В общем, все на лице двигается, изменяется. И еще что-то написано бывает. У меня значит, написано, что отец ушел. А когда вернется, тоже будет написано? Нельзя ли сделать так: отец еще не пришел, а на лице написано, что он дома? Конечно, надо сделать, чтобы на лице было писано другое. Нечего всем знать, что отец ушел, тем более он вернётся, уж я постараюсь. Так что пусть все думают: у нее все в порядке.

Улыбаться надо, вот что. Улыбка ничего себе. Во всяком случае, совсем другое выражение лицу придает. Как у других. Как ни у кого другого. Правильно. Не забывать улыбаться! А если забуду про улыбку, опять будет написано. Улыбаться, улыбаться! Как будто все прекрасно .»

К тексту можно предлагать

· вопросы: Какой способ управления своими эмоциями придумала девочка? Какие способы можете предложить вы?

· различные задания творческого характера.

Варианты заданий к тексту:

1. составьте правила;

2. нарисуйте знаки;

3. придумайте весёлую сказку;

4. придумайте и разыграйте сценку;

5. придумайте рассказ от имени…;

· ролевые игры, театрализации, игры - тренинги.

Игра – тренинг помогает ребёнку приобрести опыт поведения в той или иной ситуации.

Упражнение «Комплимент»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятно Обязательные условия «Комплимента»:

1. Обращение по имени.

2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

· Посидите в кругу молча, посмотрите друг на друга. Подумайте, что в товарищах вызывает у вас чувство спокойствия, радости или другие приятные эмоции. Найдите из всего, что вы видите, что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для вас в данный момент. А сейчас вы выскажете свои симпатии тому, кто у вас их вызвал.

· Можно предложить участникам сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент закончился, целесообразно провести по кругу опрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?» Правильность ответа подтверждает или не подтверждает автор комплимента.

Творческие задания, обучающие детей разыгрывать разные роли, могут включать небольшие мимические и пантомимические сценки.

Например, на уроке по теме «Эмоции и чувства» можно провести игру «Зеркало и обезьяна». Участники разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары - «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой - «зеркало», в котором повторяются все движения обезьяны. (Через некоторое время участники меняются ролями.) Это упражнение можно выполнять всем одновременно, можно также попросить пары работать по очереди. Это поможет организовать наблюдение и обсуждение. По окончании игры спросите участников, какая роль («обезьяны» или «зеркала»), давалась легче и почему? - Чему учились, выполняя это задание? В процессе обсуждения участники приходят к выводу: как важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг. Проигрывание небольших театрализованных фрагментов позволяет моделировать адекватность оценивания себя и окружающий, тем самым формировать адекватную оценку каждого участника.

Таким образом, ролевые игры развивают детские взаимоотношения, снижают застенчивость, скованность, помогают ребёнку раскрыть свои творческие возможности, утвердится в собственных силах и знаниях, научиться уважению окружающих. Все это ведет к формированию адекватной самооценке учащегося.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Выбор слова в коммуникативном акте как творческий процесс детей
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово ...

Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...

Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru