Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки

Педагогические практики » Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном процессе через создание воспитывающих ситуаций » Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки

Страница 2

· проблемные ситуации, в ходе решения которых ученику предоставляется возможность сформулировать свое мнение или предположение, вступить в дискуссию.

При этом дети учатся слушать собеседника, принимать мнение другого человека, строить взаимоотношения, в основе которых лежат доброжелательность, доверие, искренность, уважение. В своей речи такие фразы дети могут использовать, как:

«Я во многом согласен с мнением …, но мне хотелось бы добавить…»,

«Я с этим не согласен, но подумать стоит»,

«По моему мнению…»;

· групповая работа.

Развитие коммуникативных умений, повышение общей культуры, формирование важных установок нравственного характера, а так же формирования адекватной самооценки, наиболее успешно можно решать, работая в группах на любом уроке. Школьники становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству. В процессе общения в группе на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то неизвестном, незнакомом. При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, умения объективно оценивать свою работу и работу сверстников.

Такое разнообразие общения и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, т.е. приводит к взаимообогащению каждого.

Обучение работе в группе можно проводить в форме игры «Взаимодействие»:

Оснащение. До начала занятия на стол кладется несколько кусков мела и рядом с ними свернутый отрезок веревки.

К доске приглашаются трое добровольцев.

Вы — команда и должны работать вместе. У вас полторы минуты, чтобы нарисовать на доске окружность. Все, что необходимо для работы, здесь есть. Время пошло.

Как правило, задание выполнить не удается. Иногда в группе находится кто-то умеющий рисовать, и он один, «от руки» рисует окружность. В подобной ситуации задание считается не выполненным, так как работа должна быть коллективной. Группа заменяется, и задание повторяется.

Наиболее распространенный случай, когда все трое одновременно начинают рисовать окружность. Рисунок получается некачественный, т. е. задание не выполнено. Можно предложить еще одной группе учащихся выполнить задание, но это не обязательно.

Обсуждение (проводится в виде дискуссии). Все делали одно и то же. Так не бывает. У каждого должны быть свои обязанности, кто-то организует работу, кто-то — выполняет.

* На доску выносится первый пункт «алгоритма взаимодействия»: назначить организатора.

Каждая работа начинается, что называется, «от печки», т. е. с главной точки. Мы должны были нарисовать окружность. Что такое окружность? (Учащиеся дают определение окружности.) Мы должны были начать рисовать с центра. Теперь посмотрите на стол. На нем лежит веревка. Если к одному концу веревки привязать мел, а другой конец прижать к центру -можно нарисовать окружность. Теперь понятно, как рисовать.

* На доску выносится второй пункт «алгоритма взаимодействия»: составить план.

После того как план составлен, организатор должен сказать, кто будет держать веревку у центра, а кто работать тем концом, к которому привязан мел.

*На доску выносится третий пункт «алгоритма взаимодействия»: распределить обязанности.

А теперь осталось только нарисовать. Но уж если мы выбрали организатора, он должен со стороны посмотреть, ровно ли рисуется окружность.

Таким образом, осуществляется адекватное оценивание своих и чужих способностей, объективное сопоставление фактов, на основе которого делается правильный выбор для достижения общего результата.

· упражнение «Самопохвала», где ребята учатся не только правильно выражать свои мысли, но и оценивать свою деятельность. При выполнении этого упражнения дети поначалу стеснялись, были неуверенны в себе, а теперь часто можно услышать:

«Я сегодня молодец! Мне удалось удивить ребят и учителя своими ответами», «Я хочу похвалить себя за то, что я весь урок был внимателен и активно работал»; «Я сегодня очень старался, но понял, что необходимо кое-что повторить»;

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Формирование связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Цель формирующего эксперимента заключается в совершенствовании связной речи младших школьник ...

Ход и результаты экспериментального исследования
Объектом исследования стали 30 учеников. Из них 16 учеников контрольного класса (11А) и 14 учеников экспериментального класса (11Б). Классы отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях развития, обученности и воспит ...

Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка
В условиях, когда ощущается дефицит уроков по русскому языку в нерусской школе, пристальное внимание должно быть уделено организации и проведению внеклассных мероприятий и воспитательных бесед. Это особенно важно в старших классах средних школ, учебных заведениях нового типа: лицеях, гимназиях, кол ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru