Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Педагогические практики » Методологические основы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста » Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Страница 2

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему.

Точность – способность совершенствовать или предавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией[2].

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [15]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Опираясь на теории историко-культурного знания (история философии, социальные науки, виды искусства, социальные практики) определим некоторые универсальные творческие способности, сформировавшиеся в ходе развития общественных систем (В.Т. Кудрявцев, В. Синельников 1995).

Проявление реализма воображения — образные представления о целостности развития объекта до момента логического понимания его сущности.

Определять сначала целостность предмета, а затем — его части.

Надситуативно-преобразовательная направленность творческих преобразований—способность к самостоятельному созданию вариантов решения проблемы.

Экспериментальный характер деятельности — сознательное и целенаправленное создание условий, способствующих обнаружению скрытых признаков предметов, характерных для обычных ситуаций; изучение особенностей поведения данных предметов в экспериментально созданных условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [10]:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – П. Торренс – говорил по этому поводу, «что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых, нежели от врожденного потенциала. Взрослые способны развивать или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому научится ли ребенок делать большие или маленькие открытия зависит во многом от Вас»[12].

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Организация самостоятельной деятельности
Очень важными моментами являются вопросы организации самостоятельной деятельности. Они тоже многоплановы: от элементарных – организация самостоятельных занятий при выполнении утренней гимнастики (гигиенические условия, меры безопасности, подготовка инвентаря и т.п.) – до таких, как организация усло ...

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные форм ...

Классификация игр
Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами). Творческие игры: cюжетно-ролевы ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru