Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Педагогические практики » Методологические основы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста » Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Страница 2

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему.

Точность – способность совершенствовать или предавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией[2].

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [15]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Опираясь на теории историко-культурного знания (история философии, социальные науки, виды искусства, социальные практики) определим некоторые универсальные творческие способности, сформировавшиеся в ходе развития общественных систем (В.Т. Кудрявцев, В. Синельников 1995).

Проявление реализма воображения — образные представления о целостности развития объекта до момента логического понимания его сущности.

Определять сначала целостность предмета, а затем — его части.

Надситуативно-преобразовательная направленность творческих преобразований—способность к самостоятельному созданию вариантов решения проблемы.

Экспериментальный характер деятельности — сознательное и целенаправленное создание условий, способствующих обнаружению скрытых признаков предметов, характерных для обычных ситуаций; изучение особенностей поведения данных предметов в экспериментально созданных условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [10]:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – П. Торренс – говорил по этому поводу, «что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых, нежели от врожденного потенциала. Взрослые способны развивать или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому научится ли ребенок делать большие или маленькие открытия зависит во многом от Вас»[12].

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru