Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему.
Точность – способность совершенствовать или предавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией[2].
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [15]:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Опираясь на теории историко-культурного знания (история философии, социальные науки, виды искусства, социальные практики) определим некоторые универсальные творческие способности, сформировавшиеся в ходе развития общественных систем (В.Т. Кудрявцев, В. Синельников 1995).
Проявление реализма воображения — образные представления о целостности развития объекта до момента логического понимания его сущности.
Определять сначала целостность предмета, а затем — его части.
Надситуативно-преобразовательная направленность творческих преобразований—способность к самостоятельному созданию вариантов решения проблемы.
Экспериментальный характер деятельности — сознательное и целенаправленное создание условий, способствующих обнаружению скрытых признаков предметов, характерных для обычных ситуаций; изучение особенностей поведения данных предметов в экспериментально созданных условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [10]:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – П. Торренс – говорил по этому поводу, «что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых, нежели от врожденного потенциала. Взрослые способны развивать или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому научится ли ребенок делать большие или маленькие открытия зависит во многом от Вас»[12].
Новости образования:
Реализация программы и её эффективность
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга трудных подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и гл ...
Методы обучения математике
Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания [30]. Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень р ...
Становление художественных школ в России
Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подари ...