Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Педагогические практики » Методологические основы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста » Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Страница 1

Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [6].Он указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [6, 21].

Гилфорд выделил четыре основных параметра творчества[21]:

оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности его использования;

семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

В последствии принимались другие попытки выявить компоненты творческого мышления, но они внесли мало нового в том его понимании, которое было предложено Гилфордом.

Во второй половине нашего века исследования стали расширятся. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности. А.Э. Симановский выделил: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается.

В этом случае человек, имеющий много идей, не может сделать выбор среди них. Он не решителен и зависит от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и познавательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие зарождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность А.Э. Симановский назвал диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его решения.

Творчески мыслящий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за принятое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей[23].

И.А. Барташникова выявила следующие психологические составляющие творческой деятельности: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость.

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Знакомство с текстом
Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их - значит сделать первый шаг к пониманию материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ем ...

Использование дистанционной формы обучения при обучении учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Никакой, даже самый лучший интернат не заменит родного дама любви и заботы близких, а именно, в этом, прежде всего, нуждаются дети с ОВЖ. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми (до трех лет) навсегда остается умственно неполноценным. «Практически все психологические школы утв ...

Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление
Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вече ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru