Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Педагогические практики » Методологические основы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста » Анализ методической литературы по проблеме развития творческих способностей

Страница 1

Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [6].Он указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [6, 21].

Гилфорд выделил четыре основных параметра творчества[21]:

оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности его использования;

семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

В последствии принимались другие попытки выявить компоненты творческого мышления, но они внесли мало нового в том его понимании, которое было предложено Гилфордом.

Во второй половине нашего века исследования стали расширятся. Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности. А.Э. Симановский выделил: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается.

В этом случае человек, имеющий много идей, не может сделать выбор среди них. Он не решителен и зависит от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и познавательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие зарождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность А.Э. Симановский назвал диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его решения.

Творчески мыслящий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за принятое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей[23].

И.А. Барташникова выявила следующие психологические составляющие творческой деятельности: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость.

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Типы решения творческих задач
0 I II III IV Контрольная группа 1 - + - - - 2 - - + - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - + - - - 6 - + - - - 7 - - + - - 8 - + - - - 9 - - + - - 10 - - - + - Итого (%) 0 % 40 % 50 % 10 % 0 % Экспериментальная группа 1 - + - - - 2 - + - - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - - + - - 6 - - + - - 7 - + - ...

Почитание Богородицы первыми христианами
Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия При ...

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Главное на сайте

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru