Многолетний процесс построения спортивной тренировки

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс.

Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Различают пять типов микроциклов:

1.ординарные, где общая подготовка преобладает над специальной, и объем нагрузок преобладает над интенсивностью;

2.ударный, где специальная подготовка превышает общую, а интенсивность превалирует над объёмом;

3.соревновательные, характеризующиеся определенной последовательностью соревновательных, восстановительных и подводящих фаз;

4.восстановительные (щадящая нагрузка, общая подготовка), используется всегда в конце мезоцикла;

5.модельные, где главная задача – смоделировать (отразить) содержание и структуру соревновательного микроцикла [16, с. 136].

Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от двух до шести недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Типы мезоциклов:

1.втягивающий;

2.базовый обще-подготовительный;

3.базовый специально-подготовительный;

4.предсоревновательный;

5.основной (соревновательный);

6.восстановительно-поддерживающий;

7.соревновательный [14, с. 418].

Макроцикл – это большой тренировочный цикл, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающей законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

В зависимости от вида спорта и класса спортсмена макроцикл бывает:

1. годичный

2. полугодичный

3. и менее.

Правильность построения макроцикла связана с закономерностями спортивной формы (состояния оптимальной готовности для достижения высоких спортивных результатов, достигаемое в определенных условиях в каждом большом цикле подготовки).

Фазы спортивной формы:

1. Приобретение (адаптация);

2. Удержание (стабилизация);

3. Временная потеря (спад).

На структуру макроцикла влияет две причины:

1.внешняя (календарь соревнований);

2.внутренняя (физиология спортсмена, т.е. его резервные возможности) [27, с. 255].

Выстраивается с учетом трех стадий многолетней подготовки спортсменов:

1 Стадия базовой подготовки (4-6 лет). Состоит из двух периодов: первый период – предварительная подготовка (2-3 года). Набор в вид спорта. Занятия строятся на основе общей физической подготовки. Второй период – начальная специализация (2-3 года).

Начало специализированных нагрузок в учебно-тренировочном процессе, но не максимальных. В этот период наблюдается самый большой прирост результатов.

2 Стадия реализации максимальных возможностей (8-10 лет – 2 олимпийских цикла); На этой стадии происходит апробация своих возможностей. Учебно-тренировочный процесс строится на основе соревновательных циклов.

3 Стадия спортивного долголетия.

Она состоит из двух периодов:

Первый период – сохранение достижений. Баскетбол, имеет большую сохранность достижений относительно других видов спорта, так как является технико-тактическим видом спорта.

Второй период – поддержание общей тренированности. Постепенный, плавный уход из спорта, возвращение к спокойному, умеренному образу жизни [28, с. 56].

В спорте очень важен научный подход, научная деятельность, то есть применение достижений различных научных дисциплин (психология, физиология, медицина и т.д.) в этой области для получения максимального результата [28, с. 221]. Также немаловажную роль для этого имеет индивидуализированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Все это должно граничить не только с эмпирическим, но и с научным построением всего учебно-тренировочного процесса, начиная с самого начала карьеры в спорте, и от одного тренировочного занятия, до многолетней подготовки.

Большую роль играет и сам спортсмен, его желание в достижении максимального результата, его психологический фактор на фоне физической подготовленности, физических нагрузок, его потенциала в спорте. Тренер-преподаватель должен помочь спортсмену в этом, то есть не только в развитии физических качеств, но и психологических и др., важна их совместная деятельность на пути к совершенству [24, с. 312].

Новости образования:

Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения
Проанализируем основные вехи российского образования, с XVIII в. по настоящее время. Для того чтобы понять и осознать то, что происходит с нашим образованием на современном этапе развития общества. Система светского образования в России начала складываться при Петре I в XVIII веке. Он наметил основ ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элемента ...

Методическая разнообразие проблемных заданий
Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию: 1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru