Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс.
Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Различают пять типов микроциклов:
1.ординарные, где общая подготовка преобладает над специальной, и объем нагрузок преобладает над интенсивностью;
2.ударный, где специальная подготовка превышает общую, а интенсивность превалирует над объёмом;
3.соревновательные, характеризующиеся определенной последовательностью соревновательных, восстановительных и подводящих фаз;
4.восстановительные (щадящая нагрузка, общая подготовка), используется всегда в конце мезоцикла;
5.модельные, где главная задача – смоделировать (отразить) содержание и структуру соревновательного микроцикла [16, с. 136].
Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от двух до шести недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Типы мезоциклов:
1.втягивающий;
2.базовый обще-подготовительный;
3.базовый специально-подготовительный;
4.предсоревновательный;
5.основной (соревновательный);
6.восстановительно-поддерживающий;
7.соревновательный [14, с. 418].
Макроцикл – это большой тренировочный цикл, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающей законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
В зависимости от вида спорта и класса спортсмена макроцикл бывает:
1. годичный
2. полугодичный
3. и менее.
Правильность построения макроцикла связана с закономерностями спортивной формы (состояния оптимальной готовности для достижения высоких спортивных результатов, достигаемое в определенных условиях в каждом большом цикле подготовки).
Фазы спортивной формы:
1. Приобретение (адаптация);
2. Удержание (стабилизация);
3. Временная потеря (спад).
На структуру макроцикла влияет две причины:
1.внешняя (календарь соревнований);
2.внутренняя (физиология спортсмена, т.е. его резервные возможности) [27, с. 255].
Выстраивается с учетом трех стадий многолетней подготовки спортсменов:
1 Стадия базовой подготовки (4-6 лет). Состоит из двух периодов: первый период – предварительная подготовка (2-3 года). Набор в вид спорта. Занятия строятся на основе общей физической подготовки. Второй период – начальная специализация (2-3 года).
Начало специализированных нагрузок в учебно-тренировочном процессе, но не максимальных. В этот период наблюдается самый большой прирост результатов.
2 Стадия реализации максимальных возможностей (8-10 лет – 2 олимпийских цикла); На этой стадии происходит апробация своих возможностей. Учебно-тренировочный процесс строится на основе соревновательных циклов.
3 Стадия спортивного долголетия.
Она состоит из двух периодов:
Первый период – сохранение достижений. Баскетбол, имеет большую сохранность достижений относительно других видов спорта, так как является технико-тактическим видом спорта.
Второй период – поддержание общей тренированности. Постепенный, плавный уход из спорта, возвращение к спокойному, умеренному образу жизни [28, с. 56].
В спорте очень важен научный подход, научная деятельность, то есть применение достижений различных научных дисциплин (психология, физиология, медицина и т.д.) в этой области для получения максимального результата [28, с. 221]. Также немаловажную роль для этого имеет индивидуализированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Все это должно граничить не только с эмпирическим, но и с научным построением всего учебно-тренировочного процесса, начиная с самого начала карьеры в спорте, и от одного тренировочного занятия, до многолетней подготовки.
Большую роль играет и сам спортсмен, его желание в достижении максимального результата, его психологический фактор на фоне физической подготовленности, физических нагрузок, его потенциала в спорте. Тренер-преподаватель должен помочь спортсмену в этом, то есть не только в развитии физических качеств, но и психологических и др., важна их совместная деятельность на пути к совершенству [24, с. 312].
Новости образования:
Информатизация системы российского образован
Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережа ...
Развитие связной речи младших школьников в норме
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Характер ...
Стили педагогического общения
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом исследовании была выведена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни: · Авторитарный · Демократический · Попустительский В ходе эксп ...