Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога

Педагогические практики » Культура педагогического труда » Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога

Страница 1

Откуда же появляется творчес­кая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индиви­дуальность — результат доста­точно длительного процесса культуры педагогической деятельности

, в котором можно выделить некие этапы.

Первый этап

связан с тем, что чело­век оказывается в положении, которое мы условно назвали «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить самостоятельные способы действия, влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в первую оче­редь перед собой. Разновиднос­ти ситуации «педагогической робинзонады» достаточно

вариа­тивны: человек оказывается в пионерском лагере в роли вожа­того; начинающего классного руководителя; руководителя кружка (технического, музы­кального, спортивного); руково­дителя бригады подростков, ра­ботающих на уборке. Эмпириче­ская «данность»¹ ситуации ока­зывает сильное влияние на эмо­ции, заставляя мышление работать в определенном направле­нии, мобилизуя индивидуаль­ный опыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход находится, и пережитая совместная деятельность, обще­ние, сложившиеся отношения фиксируются в сознании как профессиональные ценности. В этой ситуации может оказаться не только начинающий, но и опытный педагог-профессионал. В этом отношении очень инте­ресен опыт у А.С. Макаренко, который попал в такую ситуа­цию, будучи сложившимся про­фессионалом. Вот как он описы­вает это в «Педагогической по­эме»: ² «Пустынный лес, окру­жавший нашу колонию, пустые коробки наших домов, десяток «дачек» вместо кроватей, топор и лопата в качестве инструмен­та и полдесятка воспитанников, категорически отрицавших не только нашу педагогику, но всю человеческую культуру, — все это правду говоря, нисколько не соответствовало нашему прежнему школьному опыту». Вот его переживания: «Первые месяцы нашей колонии для ме­ня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения — они были еще и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не про­читал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года». Отношение к ситуации: «У меня главным результатом этого чтения была крепкая и по­чему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реаль­ных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог при­вязать к делу, а

немедленный анализ и немедленное дейст­вие». А вот кристаллизация со­держания действия: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и де­ловая борьба дала первые рост­ки хорошего коллективного то­на. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватис­тых случаях, сбивались в единое целое, чему имя — колония Горького».

Первый этап педагогической ин­дивидуализации может так и ос­таться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая инди­видуальность ярко выражена, он — начало дела их жизни

.

На втором этапе

вырабатывается свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельнос­ти. Это возможно только при от­носительно автономных дейст­виях учителя, когда он сам оп­ределяет содержание и характер деятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные с ученика­ми обязательства.

На протяжении второго этапа происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организации действий (ориен­тированных на достижение це­ли), рождается собственное «пе­дагогическое видение» — педа­гогическая система, охватываю­щая способы и средства органи­зации действий, анализа, кон­троля. Это самостоятельная «пе­дагогика», она по своему цельна и самодостаточна: здесь есть закономерности и принципы, цели и средства деятельности, своя технология и даже своя терми­нология (когда такая концепция сформулирована, ее можно изу­чать и вписывать в общую сис­тему педагогической науки). На­чинается формирование «педа­гогического Я»: учитель связы­вает с педагогикой свои пред­ставления о себе, вырабатывает педагогическую «Я-концепцию».

Страницы: 1 2

Новости образования:

Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей ч ...

Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...

Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста
В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми. В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составля ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru